Грузинские школы в новой реальности

Грузинские школы в новой реальности

В Грузии 593 тысяч школьников. 89 процентов из них, или более 527 тысяч, учатся в государственных школах, остальные – в частных.

Учебный процесс из-за пандемии в Грузии был прерван 3 марта и не будет восстановлен как минимум до сентября. Дистанционная учеба для Грузии — новшество. Более того, действующее законодательство этот метод обучения не признавало. Поэтому системе образования после остановки учебного процесса понадобилось несколько недель для «вхождения» в новую реальность.

Для режима онлайн было создано несколько программ, работающих на базе Microsoft Teams. В частных школах предпочтение отдавалось платформе Zoom. Государство со своей стороны предложило школам бесплатно грузинскую платформу Feedc Edu, для работы которой не нужен высокоскоростной интернет.

Параллельно Общественный вещатель запустил программу «Телешкола», предлагающую школьникам телеверсии уроков национальной образовательной программы.

Дети без компьютера и интернета

Онлайн-учеба оказалась доступна не всем школьникам. Около 20 процентов учеников не имеют доступа к компьютеру или гаджетам. Это более 105 тысяч детей и подростков. Таким образом, переход на онлайн-учебу еще больше продемонстрировал тяжелые социальные проблемы в Грузии. Тысячи детей оказались в неравном положении со сверстниками, и их право на образование оказалось ущемлено.

В таких случаях система оказалась беспомощной. Учителя могли контактировать с детьми без компьютеров и их семьями только по телефону. Помимо этого, открылись и другие проблемы. В том числе и у самих педагогов. Часть их оказалась в затруднительном положении из-за недостаточного уровня владения современной техникой.

Леван Кварацхелия – учитель физики одной из школ Цаленджихского муниципалитета на Западе Грузии. Опыта дистанционного преподавания у него не было.

«Помимо технических проблем наличествовал и психоэмоциональный фактор. Вдруг в одночасье закрылись школы, все засели дома – это шокировало всех. Пришлось осваиваться с новыми условиями. И быстрее, чем на тренингах в нормальное время».

Леван создал для всех классов страницы в Facebook, на которые он загружает записанные уроки. По его мнению, детям так легче усвоить материал, чем только во время онлайн-уроков, которые не всегда проходят гладко по техническим причинам. По его словам, у нескольких его учеников нет ни компьютера, ни интернета.

«У нас достаточно богатый оператор мобильной связи. Я был удивлен, что он не предложил никаких льгот в этот сложный период», — сказал Леван Кварацхелия.

По его словам, онлайн-учеба оказалась непростым делом не только для детей, но и для педагогов:

«Уходит больше энергии на то, чтобы овладеть вниманием детей. В классе проводить уроки легче. Сегодня у учителей, преподающих в различных классах, рабочий день стал ненормированным».

Директор Коалиции образования Гиорги Чантурия считает, что все сделанное государством для дистанционного обучения подошло лишь тем, кто имеет доступ к интернету и технике.

«Совместно с министерством образования мы готовим печатные материалы для детей, которые не смогли полноценно включиться в процесс дистанционного обучения. Ряд школ как частных, так и государственных успешно перешли в режим онлайн, но есть и проблемные школы», — говорит Чантурия.

После пандемии

По словам эксперта в сфере образования Симона Джанашия, проблемы онлайн-учебы не только в школьниках без компьютеров или технического характера. Есть серьезные изъяны непосредственно в учебном процессе. Количество гаджетов в семье, индивидуальное пространство, скорость интернета, мотивация – все эти факторы необходимо учитывать.

 «У онлайн-курсов своя специфика. А у нас обычные школьные уроки пытаются перенести в онлайн-формат, тогда как для онлайн-учебы нужны иные навыки, знания. У нас никто не был готов к переходу».

Исчезновение школы из жизни ребенка – одно из худших событий, которое может произойти, поскольку в школе ребенок, помимо образования, приобретает необходимые для жизни социальные навыки, говорит психолог Маико Наниташвили.

Впрочем, она считает, что есть и позитивная сторона:

«Дети начинают правильно использовать интернет-пространство. Получают навыки дистанционной работы. Онлайн-учеба для них не такой сложный барьер, как для взрослых».

В Коалиции образования вынужденный переход на дистанционную учебу считают позитивным событием хотя бы для исследования системы образования.

«Если бы не пандемия, то для внедрения дистанционной учебы понадобился бы не один год, поскольку такая система образования у нас не признана. Теперь стоит ожидать законодательных изменений, и это можно только приветствовать», — говорит директор Коалиции Гиорги Чантурия.

А вот Симон Джанашия не исключает, что детям дистанционная учеба может настолько прийтись по вкусу, что им будет трудно вернуться в обычный режим, когда пандемия отступит.

Материал jam-news.net