Проблемы в сфере здравоохранения — почему Цхинвали не справляется с возможной пандемией. Чрезвычайно низкий уровень здравоохранения в Южной Осетии является одним из худших последствий грузино-осетинского конфликта и изоляции от мира.
Более или менее квалифицированный местный персонал — врачи — переехали в другие страны в поисках лучшей жизни. Многие молодые специалисты, которым удалось получить диплом в престижных российских вузах во время конфликта, не вернулись в Южную Осетию.
Даже те, кто оставался в течение почти двух десятилетий, отключены от образовательных и научных центров и, следовательно, от системы повышения квалификации. Когда-то в советские времена специалисты, так называемые хорошие врачи, отставали в современной науке и настолько отошли от профессии, что уже не оставили профессиональных наследников. Россия строит новые клиники в Южной Осетии.
В равной степени они оснащены современным оборудованием, но для создания современной системы здравоохранения здесь потребуется много лет. В настоящее время в Цхинвальских клиниках нет пульмонологов, недостаточно реанимационных бригад (известны только четыре бригады) для борьбы с пандемией коронавируса. Что касается современного оборудования, то всего несколько устройств для искусственной вентиляции легких в Южной Осетии и одна испорченная томография, которую правительство обещает отремонтировать в ближайшее время.
Учитывая, что сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, а также диабет довольно распространены среди населения Южной Осетии, можно сказать, что до сих пор население переживало только изоляцию от пандемии коронавируса. Формальные ограничения для предотвращения пандемии: 27 февраля местный совет безопасности принял решение закрыть границу с Грузией. Это произошло на следующий день после того, как был подтвержден первый случай коронавируса в Грузии. Через месяц, 27 марта, на юге России были наложены ограничения по российской схеме. На границе с Россией был создан специальный пункт пропуска. Разрешено только возвращение домой из России. Осетинские студенты, которые учатся в российских учебных заведениях и военных училищах, перешли на дистанционное обучение.
Более 200 молодых людей уже вернулись, и ожидается возвращение еще около 300. В то же время, как дипломаты, так и перевозчики предметов первой необходимости могут пересекать границу с Россией. Согласно официальным правилам, каждый должен пройти двухнедельный карантин. В карантине были идентифицированы почти все инфицированные в Южной Осетии. Согласно официальной статистике, около 40 пациентов прибыли из России, а два сотрудника медперсонала заразились. Как мы читаем в официальных заявлениях, «пациенты не имели контакта с местным населением. Тем не менее, все инфицированные имеют легкую форму заболевания «.
Правительство и население Южной Осетии какое то время успокаивают себя этим. Во время официального запрета 9 мая президент Бибилов провел шесть парадов. Пять из них, для ветеранов, один, обыкновенный, — на центральной площади Цхинвали. 24 мая власти Южной Осетии сняли ограничения. Работать разрешалось в магазинах, на рынках, в салонах красоты, в санаториях, автосервисах, швейных мастерских и т. д. Кафе-рестораны возобновили работу 25 мая.
Спокойствие правительства передалось и обществу. Сегодня в Цхинвали очень редко можно увидеть человека в маске. По словам местных врачей, около половина инфицированных являются бессимптомными, особенно молодые люди. «А симптомы» могут быть обнаружены только тестами. Иследования, которые используются в Южной Осетии, проводятся в Новосибирске компанией «Вектор», и сами граждане России сомневаются в их достоверности. По данным российского медперсонала, уровень ошибок этих тестов составляет 60%. Известный российский журналист Максим Шевченко сообщает, что все симптомы коронавируса, включая двустороннюю пневмонию, были проверены шесть раз компанией Вектор, и все время ответ был отрицательным. Именно поэтому российские врачи с большей вероятностью диагностируют его при томографическом исследовании легких. Бибилов отказался от помощи Всемирной организации здравоохранения. Президент Бибилов имел возможность сделать антивирусные меры более надежными. В течение двух месяцев Всемирная организация здравоохранения и сопредседатели Женевских переговоров убедили Цхинвали получить предложенную помощь. Цхинвали предлагали специалистов, которые будут проверять больницы и проводить тренинги с медицинским персоналом.
Помощь также оказывали эффективные тесты с частотой ошибок 1%. Президент Бибилов отказывается от всего этого. Однако не дано четкого объяснения того, почему в помощи было отказано, и почему он подвергает риску население Южной Осетии. Более того, это решение не является приказом Москвы, поскольку Абхазия безоговорочно получила помощь от Всемирной организации здравоохранения. Единственный возможный ответ — Бибилов решил по собственной инициативе показать свою лояльность по отношению к Москве. Другим обстоятельством, которое правительство Южной Осетии не смогло объяснить, является человеческий фактор. Молодые курсанты устали от карантина, и 19 мая 25 студентов по собственному решению покинули здание и убежали домой. Прошло около дня, прежде чем все они были найдены полицией.
Бибилов потребовал наказать виновных — исключить из университетов. Также издан приказ об усилении безопасности граждан на карантине. Однако никакого расследования не проводилось, и власти не пытались выяснить, с кем общались убежавщие курсанты.
Инцидент также показал, что без надлежащей защиты студенты все еще могут покинуть карантинную зону.
Материал подготовлен в рамках проекта «პროდემოს” ,который взят и переведен с сайта netgazeti.ge