В опустошённом селе Аспара Ниноцминдского муниципалитета, где около 35 домов, живет только одна семья. Епархии Ахалкалаки и Кумурдо покупают заброшенные дома.
Митрополит епархии преподобный Николай сообщил «Южным воротам», что собирается выкупить всю деревню, построить новое поселение, отгородив оградой. «Отопление в домах будет от ветра и солнца. То есть будут красивые домики со своими дворами, где обязательно посадят картошку. Здесь влажная почва и необходимости в орошении нет. Это будет натуральная ферма. Камеры будут установлены везде, и домовладелец сможет контролировать свой дом. Каждый может жить, но, конечно, дома здесь не будут дешевле», — сказал он Южным воротам в 2019 году, объяснив, что покупал недвижимость на деньги и пожертвования епархии.
К тому времени, когда преподобный Николай поделился своими планами со СМИ, епархия уже владела примерно 10 домами и 18 сельскохозяйственными участками в селе. Схема «Оазис» В 2013 году, когда митрополит начал воплощать свою идею, епархия выкупила четыре земельных участка напрямую у местных жителей. После этого, согласно записям государственного реестра, епархия перестала приобретать недвижимость в Аспаре.
Заброшенные дома в селе стали покупать другие люди, у которых имущество Епархиального учебного центра впоследствии купила по более высокой цене. Одна из посредников, Лела Чинчараули, которая сейчас является монахиней Ахалкалакской и Кумурдоской епархий (мать Эфемия), в 2013-2019 годах купила недвижимость в селе Аспара. Согласно записям, за это время она купила в селе 11 участков земли и в разное время продала их Учебному центру епархии.
Лела Чинчараули заплатила за эти 11 участков в общей сложности 33 280 лари, а епархия купила на 63 750 лари больше, вдвое больше заплатила епархия чтобы выкупить у нее эти участки. «Южные ворота» ознакомились с сохранившимися в публичном реестре договорами купли-продажи, по которым Лела Чинчараули покупала недвижимость у местных жителей, а затем продавала ее епархии.
В Ниноцминдском муниципалитете, где митрополит Николай планирует создать «оазис, епархия Ахалкалаки и Кумурдо через посредников покупает недвижимость, заплатив почти вдвое больше. «Южные ворота» нашли контракты, которые перепродали недвижимость и получили прибыль. Сомнительная схема купли-продажи работает годами, и вовлеченные в неё люди избегают вопросов.
Что говорят жители села Аспара Семья Безоян, которая сейчас живет в селе Пока Ниноцминдского муниципалитета, продала свой дом и землю в селе Аспара в 2019 году. Вспоминают, о продаже недвижимости договорились с преподобным Николоз лично, но позже выяснилось, что и дом, и земля семьи Безоянов, после продажи были оформлены на Лела Чинчараули. «Мы не хотели продавать дом в Аспаре, но были вынуждены. Мы хотели купить землю и жить там, год прожили в Аспаре, но нам все равно не разрешали покупать или арендовать землю, мы в Тбилиси тоже ездили, но нам отказали. Мы не поняли, почему епископ может купить землю, а крестьянин — нет.
Мы не могли кормить скот, не было сена, у нас было много кредитов, не могли их выплатить, и в конце концов мы продали дом», — сказали Безояны. Южные ворота связались с другими людьми, которые продали свои дома и земли в Аспаре. Также говорят, что сам митрополит заинтересовался их имуществом и пошел на переговоры с архиепископом Александром. В их случае уже проданные дома регистрировались не в Учебном центре епархии, а через посредников. Есть те, кто еще не продал дом, хотя переговоры с митрополитом уже велись.
«У меня два дома. Священнослужители пришли на переговоры, но я не продал, были преподобный и Александр, они предложили мне до 15000 лари, а я не продал. Мой брат живет в Аспаре, и если я продам дом, моего брата могут выселить. Я принципиально не продаю», — сказал Сейран Испирян, брат которого является единственным постоянным жителем села Айрапет Испирян. Он тоже не собирается покидать деревню, хотя он один в пустом селе. «В прошлом году были на переговорах и я сказал, что не собираюсь продавать. Мне больше некуда идти, и никто не заплатит мне столько, чтобы я мог жить где-нибудь еще. Вот почему я не буду его продавать», — сказал Айрапет.
Село Аспара находится на высоте 2080 метров над уровнем моря, на западном берегу озера Паравани. Климат здесь очень суров, хотя земля плодородна, а берега озера Паравани могут стать одним из лучших мест для любителей рыбалки и кемпинга. Еще в 2002 году здесь проживало 107 человек.
По переписи 2014 года село уже пустует. Эвакуация села из-за сурового климата началась еще 15 лет назад. Школа здесь давно не функционирует, никогда не было медпункта и магазина. Даже питьевая вода есть в одном месте, довольно далеко от дома жителей Аспары. Дорога, соединяющая Аспару с ближайшим селом Владимировкой, а также с административным центром, зимой закрыта на несколько месяцев. Сведения об истории села весьма скудны. Его первоначальное имя было Аспана. Это имя связано со знаменитой грузинской балладой «Юноша в платке влюбился в женщину Аспану».
По мнению историков, Аспара упоминается в «Великой книге провинции Гурджистан» 1595 года как пустая деревня. Позже, в 20-е годы прошлого века, часть населения перебралась из села Картиками Ахалкалакского муниципалитета в село Аспара, и поселок здесь вновь появился. Сегодня это село Аспара, где большинство заброшенных домов перебиты досками. В Аспаре есть стена христианского храма 11 века. Руины крепости «Корогли» находятся недалеко от села. Почему митрополит выбрал именно эту деревню или как он намерен построить там оазис, он не рассказывал об этом в интервью 2019 года.
Преподобный объяснил свой интерес к деревне ее историческим значением и был обеспокоен тем, что Агентство по охране памятников до сих пор не проявило интереса к этому месту. Он также рассказал о покупке домов в селе на средства епархии и с помощью бизнесменов, и когда он купит всё село, государственные пастбища также станут епархией. «Патриархат здесь не при чем, мы сами потихоньку покупаем. Кроме того, нам помогают бизнесмены. Например, когда я был в Румынии, я рассказал об этом главе одного из монастырей, и один дом он мне купил. Хочу сделать настоящий оазис.
Я встретился с директором Мюнхенского ботанического сада в Германии и рассказал ему об Аспаре, который как оказалось был здесь и сказал мне, что в селе также можно построить хороший сад», — сказал преподобный Николай. Мэрия Ниноцминды сообщила «Южным воротам», что епархия еще не обратилась в муниципалитет с проектом развития села или какой-либо идеей. Епархия, которая «тонет в долгах»
Митрополит Николоз (Паата Пачуашвили в Эрискатсоба) является главой Ахалкалакской и Кумурдоской епархии с 2002 года. Согласно информации, опубликованной на сайте Патриархата, 8 ноября 2000 года епископ Николай за верное и многолетнее служение в Церкви был удостоен звания архиепископа, а в июле 2007 года — митрополита. 24 декабря 2007 года митрополит Николай был награжден орденом Святого Георгия I степени.
Преподобный Николай также является кавалером Президентского Ордена Отличия. В 2013 году тогдашний президент наградил его вместе с Лелой Чинчараули. По данным Государственного реестра, помимо Учебного центра Ахалкалаки и Кумурдо, митрополит также является директором Духовной школы Святой Нино и Культурно-просветительского центра «Апрель». Учредителем организаций является Патриархат. Преподобный также владеет собственной компанией ООО «Студия художественных и документальных фильмов Кумурдо», директором которой в 2010-2011 годах была Лела Чинчараули.
Митрополит Николай часто появляется в СМИ и высказывает свои взгляды по различным вопросам. В одном из интервью он рассказал о 25 миллионах, выделенных государством, и сказал, что эта сумма слишком мала для церкви. «У меня есть 500 тысяч лари на учебный центр в епархии, и я хочу вам сказать, что мы тонем в долгах», — сказал епископ в интервью телеканалу «Пирвели» в мае этого года. На данный момент в учебном центре Ахалкалакской и Кумурдоской епархий закуплено более половина села.
Согласно информации, содержащейся в государственном реестре, на имя центра в Аспаре и прилегающих районах уже имеется около 25 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 112 242 кв.м. Если герои рассказа все же захотят выразить свою позицию в будущем, «Южные ворота» готовы предложить свои комментарии читателю.
До тех пор, несмотря на поиски и усилия, наши вопросы остаются без ответа: на какие средства епархия собирается возродить Аспару, в то время как, по словам митрополита, у центра епархии даже нет имеющегося бюджета; Почему митрополит и декан участвуют в переговорах с местными жителями, если в конечном итоге эту недвижимость будут покупать другие; Сколько посредников купили дома в Аспаре; Где и какова прибыль от купли-продажи и вообще, зачем епархии такая схема, когда она могла покупать недвижимость напрямую почти вдвое дешевле. Далее…