В декабре начнет работу парламент десятого созыва. Как будет работать законодательная власть, если оппозиция, как и планирует, откажется от полученных мандатов? Какие решения не сможет принять «Грузинская мечта» получившая 90 мандатов. И с какими ограничениями может столкнуться большинство при принятии законов?
19 декабря — крайний срок, когда Центральная избирательная комиссия (ЦИК) должна объявить окончательные результаты парламентских выборов 2020 года. По предварительным данным ЦИК, на парламентских выборах правящая партия «Грузинская мечта» получила 48,22% голосов.
Оппозиционный блок «Единое национальное движение – Сила в единстве» — 27,18%.
Помимо этих партий 1%-ый барьер преодолели еще семь партий. Второй тур мажоритарных выборов был назначен в 17 избирательных округах, но оппозиция отказалась от участия. По пропорциональным правилам «Грузинская мечта» также проведет в парламент 30 депутатов избранных по мажоритарной системе.
Первое заседание
Первое заседание нового парламента пройдет не позднее чем через 10 дней после объявления окончательных итогов выборов. Его откроет президент Грузии. На заседании также будет присутствовать председатель ЦИК. Он зачитает текст присяги парламента. Оппозиция которая отказывается признать результаты выборов и войти в парламент, не будет присутствовать на заседании.
Новый парламент получает полные полномочия с двумя третями полного состава, т. е. с момента признания полномочий 100 депутатов.
Бойкот оппозиции
Все грузинские оппозиционные партии, которые попали в парламент по итогам выборов, подписали официальный документ об отказе от депутатских мандатов. Они заявили, что парламентские выборы были сфальсифицированы и итоги ЦИК не легитимны.
«Мы, оппозиционные партии, которым фальсифицировали выборы, отказываемся от парламентских мандатов и примем все политические и правовые шаги для того, чтобы «де-юре» и «де-факто» не войти в т.н. парламент»,- сказано в совместном заявлении партий.
По итогам выборов «Единое национальное движение — Сила в единстве» получила — 35 мест в парламенте, «Европейская Грузия» — 5 По 4 мандата получили партии «Лело для Грузии», «Стратегия Агмашенебели», «Альянс патриотов» и «Гирчи». Партия «Граждане» получила два места в парламенте, «Лейбористская партия» один мандат.
Решение о прекращении полномочий депутата принимает парламент. Согласно законодательству полномочия члена парламента прекращаются досрочно, в случае:
1) Его обращения в Парламент с личным заявлением о прекращении полномочий;
2) В случае если он занимает должность или осуществляет деятельность, не совместимую со статусом;
3) Его отсутствия по неуважительной причине более чем на половине очередных заседаний в течение очередной сессии;
4) Признания его виновным приговором суда, вступившим в законную силу;
5) Его признания решением суда поддерживаемым лицом и помещения в соответствующее стационарное медицинское учреждение, признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6) Его смерти;
7) Утраты гражданства Грузии;
8) Если его полномочия подлежат прекращению по решению Конституционного Суда Грузии.
Член Парламента не считается пропустившим пленарное заседание по необоснованной причине, если он / она бойкотирует его из-за политических взглядов. Поэтому, если он решит уйти в отставку, необходимо подать личное заявление об отставке.
Кроме того, политические партии должны будут обратиться в ЦИК и аннулировать свои списки избирателей, чтобы депутаты, уходящие в отставку, не были заменены преемниками.
Политический секретарь Республиканской партии, кандидат в депутаты парламента от блока «ЕНД – Сила в единстве» Тамар Кордзая, заявляет, что оппозиция планирует отказаться от мандатов, и механизма, который мог бы это предотвратить не существует. По его словам, оппозиция не обсуждала возможность сохранения мест, но не будет участвовать в работе парламента и останется в режиме бойкота.
«Это непростой процесс. У этой проблемы много компонентов. Мы все еще ждем, когда правительство одумается и осознает, что большинство должно сделать первый шаг к компромиссу и прислушаться к мнению политических меньшинств. Мы договорились, что если начнется разговор о перевыборах, мы вступим в диалог, а если он не начнется, мы будем такими же радикальными», — сказала Кордзая.
«Теоретическая угроза» Кобахидзе
Ираклий Кобахидзе, исполнительный секретарь «Грузинской мечты», не исключает, что парламентское большинство не поддержит требование оппозиционных депутатов покинуть свои места. Кобахидзе считает, что решение о том, будет ли парламент однопартийным, принимает парламентское большинство.
По его словам, оппозиция этим шантажирует правящую команду, но «механизм против этого шантажа прописан в Конституции».
«Изначально объявлены полномочия 150 депутатов. То есть во всех случаях, независимо от должности соответствующих депутатов, депутатами считаются все 150 депутатов после того, как 76 депутатов подтвердят свои полномочия на первом заседании. Затем каждый из них может написать заявление о выходе из парламента, но решать, покидать ли он или нет, остается только в парламенте. «Парламент не может голосовать за их выход из парламента», — сказал Ираклий Кобахидзе.
В то же время Кобахидзе сказал, что это «теоретические рассуждения», поскольку они ожидают, что политические партии все же пройдут в парламент.
На вопрос журналиста, если партии не прошли в парламент и большинство не одобрило отставку, будет ли результат таким же или нет, Кобахидзе сказал:
«В результате мы получим бойкот и, естественно, никто не сможет выдержать бойкот в течение 4 лет».
Оценка заявления Кобахидзе
Оппозиция считает, что Ираклий Кобахидзе неверно трактует Конституцию и абсурдно заставлять кого-то стать депутатом против его воли.
«Слова Кобахидзе — правовой абсурд. Представляете, какие тоталитарные выводы он делает?! Говорит — вы в моих руках и у вас даже нет права отказаться от своих мандатов. Не знаю, делал ли кто-то такое заявление и считается ли это нормальным», — рассуждает Тамар Кордзая.
Парламентский секретарь общественной организации «Международная прозрачность — Грузия» Лика Саджая считает, что описанный Кобахидзе сценарий не имеет ничего общего с парламентаризмом.
«В парламенте нет механизма, который насильно заставит человека быть членом парламента», — отмечает она.
Конституционалист Вахушти Менабде, активно участвовавший в разработке действующего регламента парламента рассказывает, что большинство не имеет права не проголосовать «за» или «против» прекращения депутатских полномочий, если будет подано такое заявление. Однако, Менабде объясняет, что депутаты могут выступить против, или вовсе изменить регламент.
Грузинское законодательство определяет перечень причин, которые могут послужить поводом для досрочного прекращения полномочий. Однако, по закону этот вопрос должен решить парламент, в регламенте ничего не говорится о случае, когда есть причина для прекращения полномочий, но парламент отказывается голосовать за прекращение.
Это обстоятельство было спорным в 2019 году, когда оппозиционера Нику Мелия лишили мандата. В тот раз причина для такого решения — обвинительный приговор суда была, но велись споры о том, носило ли пленарное заседание по этому вопросу формальный характер или же была возможность принятия иного решения. Тогда депутаты от большинства заявляли, что парламент был обязан лишить Мелия мандата, а голосование было лишь механическим.
Если правящая партия в конечном итоге последует за теоретическим допущением Кобахидзе, то, по мнению Вахушти Менабде, оппозиция может обжаловать такое решение в конституционном суде.
Какие решения не сможет принять новый парламент
«Грузинская мечта» получила в парламенте нового созыва 90 мандатов — 60 по партийному списку и 30 по одномандатным округам. Это значит, что партия не сможет единолично:
• Изменить конституцию;
• Объявить президенту импичмент;
• Принять конституционный закон связанный с восстановлением территориальной целостности;
• Принять органический закон о сельскохозяйственных землях;
• Ратифицировать, денонсировать и отменить международное соглашение, связанное с территориальной целостностью государства или изменением государственной границы;
Что касается нормативных актов, то для их принятия нужна поддержка лишь большинства присутствующих на заседании депутатов (не менее 50 парламентариев), а для органического закона необходима поддержка большинства состава парламента (76 депутатов).
Кроме законотворческой деятельности, парламент выбирает ряд должностных лиц. Для утверждения омбудсмена (Народный защитник), трех членов Конституционного суда, членов Высшего совета юстиции, принятия конституционного соглашения и объявления недоверия члену попечительского совета Общественного вещателя (ОВГ) нужно как минимум 90 голосов — 3 / 5 состава парламента.
Лика Саджая предполагает, что у парламента десятого созыва могут возникнуть проблемы кворума, ибо «все депутаты не всегда могут/хотят присутствовать на заседаниях».
В новом парламенте мы скорее всего чаще услышим от председателя слова «внимание коллеги, нужен высокий кворум». Однако, Арчил Талаквадзе — которого «Грузинская мечта» желает оставить на должности председателя парламента надеется, что оппозиция изменит свое решение.
Также, для оппозиции в парламенте уготованы два поста вице-спикера и должности заместителей председателей комитетов. Как говорит председатель процедурного комитета Гурам Мачарашвили, на данном этапе квоты оппозиции будут пустовать.
Вакантными останутся и квоты в Группе доверия и Прокурорском совете. Кроме того, невозможно будет создать временную следственную комиссию, так как по регламенту хотя бы ее половину должна составлять оппозиция. Далее…