На фоне, когда пандемия коснулась всех сфер и фактически всех видов бизнеса, многие люди начали покупать сельскохозяйственные земли, от одного до пяти гектаров. Тут на лицо две причины: боязнь пандемии, соответственно, страховка своих семей собственными продуктами питания, и второе, как оказалось, сельское хозяйство — стабильное дело даже при карантине. Хотя, общая картина не всегда совпадает с реальностью в регионах.
В Ниноцминдском муниципалитете сельское хозяйство является одним из основных доходов для местного населения. Рост интереса к этой сфере среди местного населения не наблюдается. Бывает и наоборот, фермеры жалуются на создавшуюся ситуацию и хотят бросить дело. Этому причина низкая цена сельхозпродукции, в частности картофеля.
Хачик Алванджян урожаем доволен. Града в этом году не было, картошка качественная. А вот цена не устраивает. Раньше продавал картофель по 70-80 тетри за килограмм, однако в этом году стоимость снизилась практически наполовину. Картофелевод с пятилетним опытом связывает это с пандемией коронавируса.
«Ничего я не продал, цена очень низкая. Как видите, вес урожай я храню, посмотрим, что будет в дальнейшем».
Склад Хачика и вправду полон урожаем. В надежде на повышение цен фермер хранит более 150 тонн картофеля. Покупатели приезжали, но предлагали 40-45 тетри за обычную и 60-65 тетри за красную картошку. По сравнению с прошлогодней стоимостью – 1,5 лари, спад обусловлен пандемией, то есть общей социальной проблемой, но есть и другая причина.
«Я все просчитал и необходимо продавать картошку за 70 тетри, чтобы получить какую-то выгоду. Цена в основном связана с тем, что из Турции привозят картошку за 40-50 тетри, и несмотря на то что делают растаможку, всё равно продают дёшево, чем местные производители. Нужно иметь в виду, что все там механизировано, а здесь все делается вручную: и сбор, и сортировка, а цена на услуги сельскохозяйственной техники высокая. Мы тратим на все это очень большую сумму и поэтому невыгодно продавать по низкой цене. Должны продавать за 70 тетри, чтобы от килограмма нам 20 тетри осталось». Руководитель пробных баз Аграрного Университета Валери Амиранашвили утверждает, что главная проблема в Джавахети – урожайность и качество.
Специалист уверен, что если использовать все ресурсы и приложить усилия, то будет больше финансов и возможностей для проведения экспериментов, что увеличит производство, качество продукции, и экспорт. Важно повысить среднюю урожайность несколько раз, что и повлияет на увеличение цен.
«Допустим, если фермер не получил высокий урожай, то вынужден продавать по высоким ценам, чтобы покрыть хотя бы себестоимость продукта, и тогда местное производство не будет конкурентоспособным, так как цена, например, на импортированную Европейскую или же Турецкую картошку будет низкой, а местное производство не будет продаваться. Поэтому необходимо акцент ставить на увеличение урожайности и качества. Когда фермер выращивает какую-то культуру, в данном случае картошку, и цена не приемлема, думает, как сохранить свою продукцию, чтобы потом продать дороже. Здесь проблема связана с логистикой. Например, в Джавахети нет складов с соответствующими условиями, с соответствующей температурой, влажностью, где можно было бы долговременно держать продукцию. Если фермер имеет возможность хранить продукцию до тех пор, пока цена увеличится и только тогда продать, это приемлемо, только здесь необходимо снизить риски, чтобы в течение какого-то времени картошка не испортилась. Фермер сам должен решить, если у него нет проблем с финансами, которые он инвестировал в это дело, может конечно же держать продукцию и продать позже по высоким ценам. В целом эксперименты способствуют развитию сельского хозяйства. Сначала все нужно изучить. Все это способствует развитию и становится уроком для фермера».
Кроме картошки в муниципалитете сложно продается и скот. Животноводы жалуются, что нет покупателей и нет цены, поэтому с реализацией сложно. Жители села Тория это связывают с пандемией коронавируса.
«Цены на мяса и скот очень занижены, люди целый год держат телят в надежде на то, что в осенне-зимний период продадут по нормальной цене, однако все осталось», – говорит Сероб Петросян.
На низкие цены и пониженный спрос на продукцию жалуются и сыроделы. Говорят, что из-за провала туризма в этом году совсем нет спросу, в том числе и на Сулгуни, который раньше в регионе около 10 тон продавали. Сыр вывозили в Батуми и другие большие города.
«Цены на молоко в этом году по сравнению с прошлым выросли. молоко мы покупали за 1,10-1,20 лари, а вот сыр не можем продавать, цены низкие, килограмм сыра на месте 10-11 лари и то покупателей нет. Все это связанно с коронавирусом, все закрыто, нету туристов, люди боятся выходить и поэтому нету спроса. Из больших городов Грузии жители уезжают в села к своим родственникам, поэтому и не продается в больших городах. В прошлом году цена на молоко была низкая, а сыр продавали за 12-13 лари. Государство должно хотя бы какую-то помощь небольшую оказать, хотя бы что имеем сохранили-бы и смогли бы работать», — говорит Кузьма Ослопов.
Государство достаточно помогло фермерам, уверенна руководитель регионального одела агентство по развитию сельского хозяйства в Самцхе-Джавахети Нана Зубашвили. Не была приостановлена не одна действующая программа. В добавок, была задействована и схема помощи, в том чисел и в реализации продукции.
«Что касается антикризисного плана, в Самцхе-Джавахети все программы реализовали: стимуляция регистрации сельскохозяйственных земель, помощь агро дизеля, агро-страхование, льготные агро кредиты. У нас была программа модернизации на рынке которая проводилось в шести регионах. В Самцхе-Джавахети оформлены договора с 55 фермерами. В эту программу в основном входят строительство ферм и приобретение производительной техники. Со-финансирование государства в данной программе составляет более 4 000 000 лари».
Агро-кредитом в регионе воспользовались 626 человек. До 31 декабря продолжается распределение арго балов. Агро дизелем воспользовались 123 бенефициара, было предоставлено 72 000 тон скобочных карт.
«Хочу отметить, что самое большое количество агро кредитов получили в Самцхе-Джавахети. В этом году хорошо проработало и агро страхование. В Ахалцихе был открыт штаб по приему яблок, где фермеры имели возможность сдавать свою продукцию», — говорит Нана Зубашвили.
«В общем, не только в сельском хозяйстве, но и в целом, государство должно создать здоровые и справедливые законы игры в рамках бизнеса. Особенно важно развитие инфраструктуры в экономике, особенно для бизнеса. Говоря об инфраструктуре, подразумеваю дороги, воду, электричество, интернет. Современное сельское хозяйство невозможно представить без этих вешей. Например, если нет дороги невозможно движение транспорта, либо если нет электричества, не будет работать ирригационная система. Для информации и информирования необходимо интернет. Кроме всего прочего самое важное доступность образования в сфере сельского хозяйства. Получение образования очень важно. Также, очень важна доступность финансов. Государство имеет какие-то программы и с помощью знаний можно участвовать в программах и выиграть и получить финансирование. Имея финансы, знание и хорошую инфраструктуру, можно в своих фермах и сельхоз бизнесах добиться хороших результатов и иметь хорошую продукцию.»
Валери Амиранашвили говорит, что Covid-19 показал, что защита продовольственной части довольна высокая. Пандемия все приостановило, однако не сельское хозяйство и производство. Звучит оптимистично, хотя фермеры из Ниноцминды могут с этим не согласиться, особенно, если наблюдать за ценами продуктов питания в магазинах муниципалитета, где всё подорожало а стоимость местной продукции умощнялась.