Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) подготовила отчет о событиях в Грузии в 2020 году. В докладе, в частности, говорится, что после парламентских выборов 31 октября политическая напряженность в стране усилилась. Правящая партия «Грузинская мечта» сохранила большинство в парламенте на фоне обвинений в фальсификациях и бойкота оппозицией нового парламента.
По версии Human Rights Watch, проблемой остается такой вопрос, как ответственность сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступления. Кроме того, озабоченность вызывают попытки ограничить свободу СМИ, неоправданно жесткая наркополитика и дискриминация представителей ЛГБТ-сообщества.
Вместе с тем, в международной организации признают, что парламент Грузии принял крайне необходимые изменения в трудовое законодательство, восстановив таким образом ряд трудовых прав.
Covid-19 и права человека
Доклад Human Rights Watch: Грузия-2020
Автор:
СОВАОпубликовано: 14.01.2021
- SHARE
- TWEET
Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) подготовила отчет о событиях в Грузии в 2020 году. В докладе, в частности, говорится, что после парламентских выборов 31 октября политическая напряженность в стране усилилась. Правящая партия «Грузинская мечта» сохранила большинство в парламенте на фоне обвинений в фальсификациях и бойкота оппозицией нового парламента.
По версии Human Rights Watch, проблемой остается такой вопрос, как ответственность сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступления. Кроме того, озабоченность вызывают попытки ограничить свободу СМИ, неоправданно жесткая наркополитика и дискриминация представителей ЛГБТ-сообщества.
Вместе с тем, в международной организации признают, что парламент Грузии принял крайне необходимые изменения в трудовое законодательство, восстановив таким образом ряд трудовых прав.
Covid-19 и права человека
В конце февраля, после подтверждения первого случая Covid-19, Грузия вскоре была полностью закрыта. В стране было объявлено чрезвычайное положение, закрыты аэропорты и границы, ограничено передвижение по стране, закрыты все учебные заведения, от чего пострадали около 600 тысяч школьников. Власти ввели комендантский час по всей стране, закрыли четыре крупных города и остановили распространение вируса в первые несколько месяцев.
Пандемия оказала разрушительное воздействие на экономику, которая во втором квартале сократилась более чем на 16%, что привело к резкому росту безработицы и бедности. Чтобы смягчить тяжелые последствия, в апреле правительство разработало антикризисный план на 1,5 млрд долларов, который включал пакет социальной помощи для физических лиц, а также налоговые и другие льготы для бизнеса на срок не менее шести месяцев. За три месяца до октябрьских выборов правительство объявило о дополнительных антикризисных мерах в размере 132 млн долларов, включая соцпомощь. Оппозиция часть гражданского общества расценили этот шаг властей как «манипуляция для привлечения избирателей».
Чрезвычайное положение было отменено 23 мая. Но за день до того под предлогом борьбы с пандемией Covid-19 парламент предоставил правительству право ограничивать имущественные, экономические и трудовые права без объявления чрезвычайного положения. Срок действия этих полномочий сначала должен был истечь 15 июля, но затем был продлен до конца 2020 года. По мнению правозащитников, наделение правительства столь широким кругом полномочий без парламентского контроля противоречит Конституции страны.
Парламентские выборы
Правящая «Грузинская мечта» выиграла выборы, сохранив парламентское большинство, но оппозиционные партии не признали их результаты и отказались занимать места во вновь созванном парламенте, потребовав назначения перевыборов. По предварительному отчету ОБСЕ, голосование прошло с соблюдением основных свобод, но «стирание границы между правящей партией и государством» подорвало доверие к избирательному процессу.
Местные наблюдатели назвали выборы «наименее демократичными и свободными» из всех выборов, проводившихся во время правления «Грузинской мечты». По их словам, нарушения, выявленные в день выборов, включали случаи словесной и физической конфликта с журналистами и наблюдателями, многочисленные нарушения тайны голосования и случаи подкупа избирателей. Против десятков демонстрантов, 8 ноября пришедших к зданию Центральной избирательной комиссии чтобы опротестовать предполагаемые нарушения на выборах, полиция без предварительного уведомления применила водометы.
После нескольких месяцев протестов в 2019 году и длительных переговоров между «Грузинской мечтой» и оппозицией парламент изменил смешанную избирательную систему. В соответствии с этой реформированной моделью количество мажоритарных мандатов в парламенте Грузии, состоящем из 150 депутатов, было сокращено, а количество депутатов, избираемых пропорционально, увеличено до 120-ти.
Гендерные квоты, утвержденные в июле поправкой к закону о выборах, обязывают политические партии или избирательные блоки обеспечивать, чтобы 25% кандидатов в партийном списке составляли женщины.
Отсутствие ответственности за нарушения правоохранительных органов
Служба государственной инспекции, созданная в 2018 году как независимый орган по расследованию преступлений, совершенных правоохранителями, была задействована в ноябре 2019 года. По состоянию на август в службу поступило более 1300 жалоб на предполагаемые преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов и другими должностными лицами. Было начато расследование по 168 делам, большинство из которых касалось злоупотребления служебным положением, хотя были и случаи бесчеловечного и унижающего достоинство обращения. За тот же период в Аппарат Народного защитника поступило 68 жалоб на жестокое обращение со стороны сотрудников пенитенциарных учреждений и полицейских.
Проблема безнаказанности представителей правоохранительных органов остается особенно острой в случаях, совершенных до начала работы Государственной инспекции. Расследование событий июня 2019 года, когда спецназ применил резиновые пули и слезоточивый газ против тысяч демонстрантов, собравшихся перед зданием парламента в Тбилиси, было в значительной степени предвзятым. По словам Народного защитника, курировавшего процесс, расследование «направлено только на выявление преступных действий рядовых сотрудников полиции и оценку их личной роли, а не на установление ответственности властей».
Свобода СМИ
В феврале десятки сотрудников Общественного вещателя Аджарии устроили молчаливую акцию протеста в новостной студии телеканала в знак протеста против предполагаемого вмешательства нового руководства в редакционную политику. Члены правящей партии открыто выражали недовольство редакционной политикой прежнего руководства. В марте новое начальство уволило Теону Бакуридзе, одну из участниц молчаливого протеста, ведущую главного выпуска новостей, назвав причиной «грубое нарушение» внутреннего кодекса телекомпании. «Репортеры без границ» осудили увольнение Бакуридзе и призвали власти Грузии «прекратить политическое давление» на Аджарское телевидение.
В мае директор телекомпании Георгий Кохреидзе уволил Малхаза Рехвиашвили, ведущего ток-шоу и председателя Альтернативного профсоюза телевидения Аджарии. Причиной стали его сообщения в Facebook, в которых он критиковал дисциплинарные меры, применяемые к его коллегам. По мнению начальства, эти публикации дискредитировали телеканал. 30 июля новое руководство уволило еще троих сотрудников, в том числе двух активных членов Альтернативного профсоюза, которые четырьмя днями ранее организовали акцию против вмешательства нового менеджмента в редакционную политику. Позже они были восстановлены на работе после того, как 280 сотрудников Аджарского телевидения подписали петицию с соответствующим требованием.
В июле Служба государственной безопасности начала расследование по факту саботажа в связи с репортажем оппозиционного телеканала Mtavari Arkhi. В репортаже предполагалось, что официальные лица фальсифицируют Covid-статистику и совершают другие противоправные действия. Местные правозащитные группы расценили расследование как опасный прецедент вмешательства в свободу слова, особенно с учетом негативного отношения властей к редакционной политике Mtavari Arkhi.
В июле парламент принял поправки к закону Грузии «Об электронных коммуникациях», разрешающие Комиссии по коммуникациям – регулирующему органу вещания и электронных коммуникаций – назначать «специального управляющего» в любую компанию электронной коммуникации, которая не выполняет требования комиссии. Такой «специальный управляющий» уполномочен законом принимать любые управленческие решения, кроме отчуждения акций компании. «Коалиция по защите медиа» и «Репортеры без границ» раскритиковали закон за ограничение свободы вещательных СМИ. По утверждению Комиссии по коммуникациям, закон применяется только к поставщикам мобильных и интернет-услуг, но не к СМИ или вещательным компаниям.
Трудовые права
В сентябре парламент Грузии принял значительные изменения в трудовом законодательстве, расширив полномочия Инспекции труда, включив в него обзор всех трудовых стандартов, требуемых законодательством. Изменения также регулируют недельное рабочее время, сверхурочную работу, ночные смены, обязательный еженедельный отдых и перерывы во время смены.
Проблемой остаются такие вопросы, как надлежащая безопасность на рабочем месте и условия труда. По данным Объединения профсоюзов Грузии, с начала года до конца сентября на производстве погибло 22 человека, 110 получили ранения.
В июне несколько сотен рабочих угледобывающего предприятия в Ткибули устроили акцию протеста после того, как 22 горняка провели несколько часов в шахте из-за неисправности лифта. В марте трое горняков с того же предприятия были госпитализированы от газового отравления.
Сексуальная ориентация и гендерная идентичность
Власти по-прежнему отказываются признавать гендерные права трансгендеров, не сделавших операцию по смене пола. Отсутствие правового признания гендера создает серьезные проблемы для трансгендеров в их повседневной жизни, в том числе в поиске работы.
Несколько страшных случаев показали, как экономический кризис, вызванный Covid-19, усугубил и без того тяжелое положение трансгендеров, большинство из которых заняты в неформальном секторе. В апреле трансгендерные женщины устроили акцию протеста и потребовали помощи от правительства, поскольку потеряли доход и возможность платить за квартиры. Чтобы обратить внимание на отсутствие социальной помощи трансгендерам, 19-летняя трансгендерная женщина попыталась поджечь себя. Правозащитные организации раскритиковали антикризисный экономический план правительства в отношении Covid-19, поскольку он игнорировал социальные потребности трансгендерных женщин и квир людей, у большинства из которых нет альтернативных средств помощи из-за отторжения со стороны семей и социальной стигмы.
Наркополитика
Власти Грузии сохранили строгое антинаркотическое законодательство, наказывающее людей за покупку / хранение наркотиков (кроме марихуаны) с целью личного пользования.
В июне Конституционный суд признал неконституционным арест лица за хранение такого небольшого количества наркотика, которое не вызывает интоксикации. Впрочем, законодательная реформа, которая ввела бы ориентированные на общественное здравоохранение подходы к употреблению наркотиков и коренным образом изменила бы существующую карательную практику, остается необсужденной. Далее..