Вовремя пандемии в муниципалитете Ниноцминда появилось много мужчин. их можно увидеть в полях на сельскохозяйственных работ, в скверах вместе с детьми, в собственных дворах и многих других местах, где раньше женщины были в большинстве. Мужчины, которые до недавнего времени ездили на сезонные работы в Россию, остались дома. из-за закрытых границ они остались без работы и без дохода. Хотя у этой довольно-таки сложной ситуации есть и положительная сторона.
Игорь Варданян –житель села М.Арагял уже больше 15 лет ездит на заработки в Россию.Из –за пандемии коронавируса и закрытия границ уже как год остался дома.
«Часто говорят, что государство помогает людям, которые потеряли работу. Я тоже потерял работу, границы закрыли, не могу поехать на заработки. А здесь на месте ничего нет. Один раз дали одноразовую помощь 300 лари и все. Целый год не работаешь и не разрешают выехать на заработки, что делать? Наша просьба состоит в том, чтобы правительство приняло решение и открыло границы, чтобы смогли уехать на заработки».
Семья Варданяна состоит из шести человек: Игорь, жена, двое несовершеннолетних детей и родители-пенсионеры. Мать Игоря болеет диабетом, а отец – инвалид первой группы. Единственный источник дохода для этой семьи – заработки за границей.
«В период пандемии, когда все подорожало, не имея работу, как можно жить в нормальных условиях. В среднем 600 -700 лари нужно для коммунальных платежей и для питания. То, что я зарабатывал в России, отправлял домой. Хотим, чтобы поскорее открылись границы, ведь семью нужно как-то содержать».
Игорь несколько лет тому назад обратился в службу скорой помощи и в строительную компанию автодорог, с целю получить работу водителем. Вакантных мест не было. По этому уже больше 15 лет ездит на заработки в Россию. Там он зарабатывает хорошие деньги, купил четыре машины, в месяц получал около 4500 лари. Работал водителем.
«Если здесь была бы работа по моему профилю, я бы остался здесь. Я водитель, пусть не будет 4500 лари, будет 700 лари, но этого тоже нет. В государственных службах работают пенсионеры, молодым места нет. То, что заработал уже потратили, теперь денег нет, или должен машину продать или кредит взять, чтобы смогли прожить. Один автомобиль уже продал».
Игорь впервые проводитвремя в кругу семьи, с детьми. Играет в шашки, помогает делать уроки, возит в город Ниноцминда, чтобы дети поиграли в парке. Это самая хорошая сторона его проблемы.
«Что остались дома, рядом с семьёй и больше времени проводим с детьми это хорошо. Раньше только по телефону общались. Когда родились дети, меня не было рядом, позвонили в Россию, поздравили, что стал отцом. Я не видел, как мои дети росли, пошли в школу. Сейчас мне спокойно, так как нахожусь в кругу семьи. Если бы была работа, я бы даже не уехал. Но плохо, что не можешь на месте зарабатывать и содержать семью. Я все делаю ради детей, чтобы они жили хорошо и не нуждались ни в чём».
Считается, что хопан (заработки за границе) мужское дело, женщины в основном не ездят на заработки, может только единицы. Основной поток трудовых мигрантов направляется в Россию. Хотя есть группы мужчин, которые ездят в другие страны.
22-летний Руслан Кюрегян после окончания школы зарабатывал за границей. Уже четыре года ездит на сезонные работы в Россию.
«В семье проживают пять человек. Очень трудно, когда у тебя нет работы. Если откроются границы, будет хорошо, мы сможем содержать свои семьи. Из нашей семьи я, брат и отец ездим на заработки. Я вернулся в 2020 году 31 декабря. Теперь не могу уехать обратно. В прошлом году я успел уехать, до того границы не были закрыты. Вот ждем, когда откроются границы», – рассказывает Руслан.
Руслан раньше в России работал на стройке, а после перешел на работу в строительный магазин. Этот путь он выбрал из –за отсутствия рабочих мест в родном городе.
Уже несколько дней у администрации правительства Грузии члены политических партий, гражданские активисты и представители Бизнес-ассоциаций проводят акцию с требованием снять ограничения, установленные в целях превенции коронавируса.
Эксперт, бывший сотрудник посольства Грузии в Армении Гоча Гварамадзе, говорит, что снятие ограничений зависит от эпидемиологической ситуации в стране, хотя. правительство постепенно начало процесс.
«Из –за закрытия границ люди страдают. Трудовые мигранты играют огромную роль для страны. Люди уезжают, зарабатывают деньги и заработанные деньги тратят в нашей стране. А сейчас все они остались без работы, это очень тяжело. У государства есть программы для поддержки, но это очень мало, должны помогать всем, потому что все подорожало, и у людей нет возможности. К счастью, постепенно количество инфицированных уменьшается, и мы надеемся, что скоро откроются границы и не будет ограничений».
По словам эксперта, правительство делает все, для защиты населения от вируса, и скоро Грузия получит первую партию вакцины.
Закрытие границ проблема не только Грузии а всего мира. Мэр Ниноцминдского муниципалитета Анивард Мосоян признаёт проблему рабочих мигрантов в муниципалитете, но считает, что её решение не подвластно только нашей стране.
«Даже если бы в Грузии границы были открыты, всё равно жители не смогли бы выехать, ведь ограничения действуют по всему миру. Можно сказать, около 70% мужской силы Ниноцминдского муниципалитета уезжают на заработки за границу. И естественным источником жизнедеятельности для этих семей в основном является доход из России».
На вопрос, обращалась ли местная власть к центральному правительству с вопросом трудовых мигрантов во время пандемии, мэр ответила, что прямо не обращались. В мэрию со стороны жителей не поступало ни одно заявление с таким предложением
«Мы держим связь с центральной властью по вопросу студентов, которые учатся в Армении, но не могут пересечь границу. В прошлом году был организован один поток, и студенты смогли продолжить учёбу офлайн. Сейчас готовим документы, чтобы с 1 марта студенты смогли пересечь границу и продолжить учёбу в Армении. Также мы стараемся помочь тем гражданам, которые находятся за границей и не могут вернуться на Родину».
По словам мэра, это проблема всего мира,. открытие границы зависит в первую очередь от эпидемиологической ситуации в стране и во всем мире.
Старшый сотрудник института ISET Давид Кешелава говорит, что долгие годы в Грузии большую роль играли денежные переводы из-за рубежа. Переводы важны по двум направлениям: Первое – это дополнительный доход, который люди получают, и тратят в Грузии, что способствует развитию экономики страны. И второе важное направление, которое связано с переводом иностранной валюты, это стабильность курса лари. Долгие годы поток денежных переводов из-за границы был высоким.
«Пандемия коронавируса повлияла на экономику страны. За 2019 год переводы поступали в Грузию малыми темпами. Именно в 2020 году в январе и феврале месяцах начался резкий спад денежных переводов. А летом, как в Грузии, так и в партнёрских странах была та же самая ситуация».
Партнёрами Грузии являются Россия, Италия, Греция и т.д. Особенно в марте месяце в Италии и в России была сложная эпидемиологическая ситуация. И по этой причине мигранты из Грузии стояли перед большой проблемой по поводу работы.
«Интересно было то, что с апреля месяца переводы постепенно были увеличены. И в конце 2020 года уже ситуация стабилизировалась. Переводы были восстановлены из стран Евросоюза. Причина сокращения переводов из России состояла в том, что граждане Грузии в основном подключены к сервисным работам, а во время пандемии эти работы были приостановлены».
Сегодня в Грузии сложная экономическая ситуация, большинство секторов не функционируют, большинство населения осталось без дохода.
«С одной стороны, очень трудно, что государство зависит от переводов, также трудно, что большинство работают за границей нелегально. Граждане Грузии во время пандемии возвратились на родину, и встали перед проблемами. Они остались без работы. Те, кто остались за границей, работают там в обычном режиме».
Давид Кешелава добавил что, несмотря на то что с экономической точки зрения эти переводы очень важны, однако эмигрантов всё больше. Было бы хорошо, чтобы граждане Грузии работали в своей стране.
Связи с пандемией коронавируса правительство Грузии в 2020 году оказало одноразовую финансовую помощь в размере 300 лари тем, кто в прошлом году находился за границей. Однако трудовые мигранты не были включены в пакете поддержки граждан и бизнеса в рамках третьего этапа антикризисного плана правительства.
Будет ли в дальнейшем оказана помощь жителям, которые фактически потеряли источник дохода, об этом мы попытались узнать от центрального правительства. На официальное письмо радио НОР пока ответа не получили. Все, кто постоянно ездил на заработки, надеются, что в ближайшее время коронавирус отступит, откроются границы, и они снова смогут работать. Им там приходится нелегко, но гарантированным заработком обеспечивают семья.