В эфире грузинской телекомпании «TV Pirveli» были опубликованы записи телефонных разговоров, на которых, как заявил ведущий телеканала, премьер-министр Грузии Иракли Гарибашвили, сын миллиардера Бидзины Иванишвили (ранее — председатель правящей партии, премьер в 2012-13 гг.) и глава Специальной службы государственной охраны Анзор Чубинидзе решают, как следует наказать пользователей соцсетей за негативные комментарии в адрес Беры Иванишвили.
Записи были опубликованы в передаче «Суббота Нодара Меладзе». Как говорит ведущий, журналистам неизвестна дата записей и обстоятельства, в которых они были сделаны, поскольку источник не сообщил об этих деталях.
Меладзе отмечает, что было получено четыре записи, «на которых можно обнаружить нарушение нескольких статей УК Грузии». Исходя из содержания разговоров, журналисты предполагают, что они были сделаны в 2016 году.
Аутентичность записей пока что не подтверждена. После выхода передачи, предположительные участники опубликованного диалога, пока не давали комментариев.
Что мы узнаем из записей
Как сообщает телекомпания, в записях речь идет о том, как наказать и заставить извиниться тех, кто писал в соцсетях негативные/нецензурные комментарии в адрес Беры Иванишвили.
Согласно записям, по этому вопросу сын миллиардера Бера консультируется с Ираклием Гарибашвили и Анзором Чубинидзе.
Например, в одной из записей Бера Иванишвили предположительно спрашивает у Чубинидзе, знает ли его отец о ситуации с неким Ладо. После чего следует диалог:
(Предположительно) Анзор Чубинидзе: «Сначала давай решим, хочешь ты, чтобы он в Facebook извинился, а дальше, что с этим отцом…
…
(Предположительно) Бера Иванишвили: Хотим, чтобы извинился и в этом случае отец нас устраивает или нет?
А.Ч: Если хотим, надо приехать [к ним] домой и в любом случае приеду к нему поздно и наверное застанем его дома…
Б.И: Правда да?
А.Ч: Да.
Б.И: Значит, ему пи***ц, а?
А.Ч: Ну, самое главное думаю было вчера. То что нужно было случилось».
Далее, по сообщению телеканала, произошел разговор Чубинидзе с Гарибашвили, с целью уточнить, действительно ли некий Ладо обматерил Беру Иванишвили, что бы не совершить ошибку и «зря [его] не прессовать».
«Мы приедем. Скажу, с твоего этого [профиля] идет мат, во второй раз проконтролируй, а то кому-то руки сломают», — говорит, по сообщению TV Pirveli, Чубинидзе.
Далее телеканал опубликовал беседу Иванишвили с Чубинидзе. Последний, предположительно, говорит, что гражданин, к которому «пришли», уверял, что «плохих слов не писал».
Согласно телеканалу, в еще одной записи Бера Иванишвили и Иракли Гарибашвили анализируют детали «наказания». По заявлению TV Pirveli, Гарибашвили употребил слова «дрожал» и «побледнел», описывая состояние предположительно «наказанного».
«Короче, хочешь, заходи под другим именем, делай что хочешь, в течение часа найдем тебя и твоих друзей и порвем всех», — говорит предположительно Бера Иванишвили в одной из записей. По заявлению канала, эти слова говорились подростку, который также был «наказан» на оскорбление сына самого богатого человека в Грузии.
В еще одном фрагменте Гарибашвили и Бера обсуждают наказание школьника из столичного района Глдани, который был унижен за оскорбление Беры. В записи слышно, что подростка так материли и опозорили, что навряд ли он сможет на следующий день пойти в школу, в таком он находится стрессе.
Комментарии Анзора Чубинидзе
Журналист TV Pirveli просил у Чубинидзе, применялась ли такая практика на самом деле и принадлежат ли ему слова «кому-то руки сломают».
«Вы говорите невообразимые вещи», — ответил он.
На еще один вопрос, просил ли Бера наказать определенных лиц, Чубинидзе ответил:
«Никогда не просил, как в такой форме, о которой вы говорите… Накажи кого-то и что-то там…».
Дальше журналист спросил, просил ли Бера выяснить личность тех, кто употреблял в соцсетях нецензурную лексику в его адрес.
«Не могу вспомнить, честно говоря. Не упоминаю. Если говорите о детской вещи, может, это. Не могу вспомнить», — ответил Чубинидзе.
Комментарии властей
Анонс передачи вышел накануне ночью, 5 марта. В нем говорилось, что в записях идет речь о наказании для тех, кто пишет негативные комментарии в соцсетях в адрес Иванишвили. В анонсе также прозвучала часть записей.
6 марта телекомпания «Imedi» опубликовала заявление Анзора Чубинидзе, в котором тот назвал записи умышленной провокацией.
«Это умышленная провокация, основанная на каких-то непонятных записях. Это удивительная глубина бесстыдства и абсурдности.
Это абсурдная попытка убедить грузинское общество, что Анзор Чубинидзе ходит по домам, улицам, гоняется за детьми и расправляется с ними», — сказал он.
Особую активность в этом вопросе проявил один из членов правящей команды Созар Субари. В эфире нескольких телеканалов он заявил, что записи — фабрикация, созданная еще до прихода к власти «Грузинской мечты», во время правления «Единого национального движения».
«Собираются опубликовать очередную фабрикацию и предварительно терроризируют общество. Это обычное преступление, криминал. Суд прямо может выпустить запретительную норму, которая запретит выход этого сюжета в эфир», — сказал он.
Депутат Мамука Мдинарадзе, руководитель фракции «Грузинской Мечты» в парламенте заявил после заседания политсовета партии, что у премьера Гарибашвили спросили о материале. По его словам, это фабрикация, созданная до прихода Бидзины Иванишвили в политику.
«Могу точно сказать, что это [запись от] 2010 года, подчеркиваю, а не 2011 или 2012-го, когда, например, Бидзина Иванишвили пришел в политику.
Возможно, речь идет о нескольких десятках записях, поскольку одно «красное» СМИ собрало разные фразы. Это фабрикация, абсолютная фабрикация», — заверил он.
Ранее его коллега, первый заместитель председателя парламента Гия Вольский сказал журналистам, что «в 2011 году вырезали и склеили какие-то фрагменты».
Заявление Народного защитника
Народный защитник Грузии Нино Ломджария прокомментировала анонс передачи в Facebook:
«В течение многих лет общественность безуспешно требовала от правоохранительных органов своевременных и объективных расследований, а также привлечения виновных к ответственности. К сожалению, ни в одном таком случае не было проведено эффективное расследование, что сделало каждого члена общества еще более уязвимым перед аналогичными незаконными и неприемлемыми действиями в будущем.
Следует отметить, что как в сегодняшнем, так и в других случаях, только эффективно проведенное расследование, после установления аутентичности и подлинности, может оценить, содержат ли записи информацию о предполагаемых преступных действиях, которые должны стать предметом отдельного расследования», — пишет она.netgazeti.ge