Согласно официальной статистике, количество травм на рабочем месте в 2020 году достигло исторического максимума — 249. Однако увеличение этого количества, по мнению экспертов, вероятно, было вызвано не прямым увеличением случаев, а изменением правил учета производственных дел.
Это обстоятельство, указывает на вероятность того, что в прошлые годы в этой сфере мы имели более тяжелую статистику, чем было выражено в цифрах.
Данные статистики
В марте 2021 года депутат парламента от «Грузинской мечты» Михеил Сарджвеладзе написал официальное письмо министру здравоохранения и труда Екатерине Тикарадзе, в котором запросил «статистическую информацию о количестве людей, пострадавших и погибших на работе в 2010-2020 годах».
Из ответа министра от 19 марта мы узнаем, что по имеющейся в министерстве статистике в 2010-2020 годах на производстве погибло 484 человека и 1287 получили травмы.
Эти данные показывают снижение количества смертей на работе за последние 3 года: с 59 в 2018 году до 45 в 2019 году, а затем до 39 в 2020 году.
Динамика показателей числа травм на рабочем месте различна: в 2017 году было зарегистрировано всего 55 случаев травм, эточисло почти в 4 раза увеличилось в 2018 году — до 199.
В 2019 году количество травмированных составило 168 человек, а в 2020 году — 249. Это максимальное количество за период учета статистики.
Примечательно, что такого количества не наблюдалось даже при отсутствии соответствующего трудового законодательства и трудовой инспекции.
Netgazeti обратилась в Службу инспекции труда с вопросом, в чем причина такого резкого роста статистики, но ответа мы пока не получили. Материал будет обновлен, в случае получения ответа.
На чем основана статистика?
Данные, на которые Netgazeti ссылается в этой статье, были предоставлены министром здравоохранения и труда Екатерине Тикарадзе депутату парламента Михеилу Сарджвелидзе.
Тикарадзе в документе поясняет, что помимо статистики, источником этих данных является Объединенный профсоюз, Министерство внутренних дел и Инспекция труда. В частности:
Непосредственным источником статистических данных за 2010-2017 годы является информация Конфедерации профсоюзов Грузии. Как пояснила Netgazeti заместитель председателя Конфедерации профсоюзов Раиса Липартелиани, профсоюз, в свою очередь, опирался на два источника: Информация предоставленная членскими организациями (всего 21 такая организация в различных сферах, включая крупные ассоциации), Информация из СМИ.
Источником данных за 2018 год является Министерство внутренних дел Грузии. В соответствии со статьями 170 и 240 Уголовного кодекса министерство регистрирует все уголовные дела; В статье 240 говорится о нарушении правил безопасности при горных, строительных или иных работах. Статья 170 предполагает нарушение техники безопасности или других правил охраны труда лицом, ответственным за соблюдение этого правила. Данные за 2019-2020 годы уже напрямую зарегистрированы инспекцией труда.
Следует отметить, что эти данные немного отличаются от официальных данных МВД. По словам заместителя директора Конфедерации профсоюзов Раисы Липартелиани, причиной увеличения количества зафиксированных травм в 2020 году является то, что инспекция труда начала регистрировать такие случаи:
«Увеличение статистических данных в отношении травм привело к появлению в Законе о безопасности труда с 2019 года обязательства, согласно которому работодатель обязан уведомить инспекцию труда о травме работника (если только это не легкая травма. )», — поясняет она.
Соответственно, по мнению Липартелиани, было бы неверно сказать, что «уровень травматизма значительно увеличился или, по крайней мере, увеличился».
Следует отметить, что пандемия 2020 года остановила развитие некоторых секторов экономики на определенный период времени, однако, с другой стороны, это наименее затронуло отрасли, где в 2019 году наиболее часто наблюдались случаи смертей и травм.
«Вероятно потому, что такой объем информации был собран в таком большом количестве, что в противном случае, если инспекция не сообщит о случаях, будут наложены штрафы. Компании, вероятно, стали более активными в этом отношении», — сказала она.
Это обстоятельство, вероятно, также означает, что статистика прошлых лет была намного больше, чем выражалось в цифрах.
Однако в этом случае факты смерти и травм на рабочем месте должны быть разделены. Как поясняет Липартелиани:
«Несмотря на то, что у нас было много случаев, когда работодатели ссылались на различные заболевания, даже несмотря на то, что смерть наступала на рабочем месте, подобные факты по-прежнему трудно скрыть. Слышен шум, патруль идет на место происшествия и т. д. «.
По ее словам, травмы сотрудников легче скрыть, и изменение порядка учета отражено в этой части: «Фактическая, регистрация не состоялась «.
Она утверждает, что «функция Министерства внутренних дел никогда не заключалась в том, чтобы производить статистику травм или смертей на рабочем месте», и ведомство «распространяло информацию о расследовании по статьям 240 и 170 в пределах своей компетенции».
«Мы всегда говорили, что составление статистики в этой стране катастрофично по всем направлениям, включая производственный травматизм. Никто не был обязан это делать, и никто этого не делал. Поэтому такая статистика, которую мы называем тревожной, которая была у нас в те годы, когда не проводилось инспекция, была бы очень тревожной », — поясняет Раиса Липартелиани. netgazeti.ge