Швейный бизнес учительницы грузинского языка

Швейный бизнес учительницы грузинского языка

В селе Гандза, пятеро учительниц на работу собираются и по субботу-воскресениям, но не в школу. Четыре идут к коллеге, а пятая их встречает у себя дома. Вместе они не частные уроки проводят, а садятся за швейные машины и не уставая шьют. Цонара Тангамян хозяйка дома. По профессии филолог. Долгие годы работала учителем грузинского языка в школе. Сейчас первая половина её дня уделяется воспитанникам детского сада, а вторая – шитью. Почти четыре года назад она выиграла грант по программе развития сельских общин “Трпанджан” и купила швейные машины.  Фонд финансирует живший в США филантроп и благотворитель, по происхождению армянин, Джеральд Трпанджян, поддерживая сферу образования и развитие малого бизнеса в сёлах. То, чему мама учила Цонар в детстве, она сначала усовершенствовала на тренингах с помощью фонда, а после превратила в бизнес. Шитью научила и своих коллег, которые уставшие, со школы шли в мастерскую “Веритас” и что только не шили – одежду для танцев, вечерние платья, форму для выпускников, костюмы героев мультиков, детские платья для школьных мероприятий, занавески, скатерти, пальто и другое.

Цонара Тангамян в своей мастерской

Но в 2020 году вдруг всё изменилось. Пандемия и ограничения, введенные правительством, почти остановили бизнес. Из-за того, что запретили проводить культурные мероприятия, перестали шить национальные платья для танцев.  Вместе с банкетами и свадьбами, исчезли заказы на вечерние и свадебные платья. Из-за застолья дома никто не тратился на особенные наряды. Так как закрылись рестораны и банкетные залы, пропали заказы на скатерти и занавески для этих заведений.

В числе заказчиков были люди как из Тбилиси, Ахалкалаки, Ниноцминда, так и из России и даже Франции.  За границу из «Веритас» посылали костюмы для танцевальных групп. Бывало, что в швейную мастерскую приходили туристы, которые посещали Дом-музей поэта Ваана Терьяна. Здесь они могли купить сумочки, сшитые по национальным мотивам. Такого уже больше года не было.

Швейная мастерская «Веритас»

Несколько месяцев, как мастерская вновь зашумела. Конечно, Цонар и её сотрудники не смогли восстановить старый оборот работы, но они рады, что могут шить хоть пастельное бельё. Решили, что комплекты будут сдавать на продажу в магазины. Постепенно и заказы начали поступать.

В мастерской восемь швейных машин и четверо швей учителя, а одна домохозяйка.

История шитья Цонар начинается еще с советских времён. Закончив филологический факультет педагогического института имени А.С.Пушкина в Тбилиси, начала работать учителем, но параллельно с помощью отца, открыла кооператив по шитью. В то время ткань привозила из России и сшитую на заказ продукцию туда-же и отправляли.

“1991 году фабрика закрылась из-за того, что не могли уже привозить ткань. Я с детства любила шитье несмотря на то, что работала педагогом грузинского языка в школе. Шитье меня успокаивало”.

Цонара выросла в Тбилиси и вышла замуж в село Гандза. Любимое дело она там и продолжила и через 26 лет, свой советский опыт адаптировала к условиям свободного экономического рынка. У Цонары получилось. До пандемии всё шло очень хорошо. В течение года она смогла сохранить всех сотрудников, работая на незначительные заказы. Надеется, что скоро всё вернётся на свои места и они снова заработают и по будням и по выходным как раньше.  

Цонара Тангамян в своей мастерской.

Цонара хочет расширить мастерскую и приобрести новые швейные машинки. Несмотря на пандемию и риски в бизнесе, в 2020 году она снова приняла участие в программе развития сельских общин “Трпанджан” и выиграла грант. Опять же из-за коронавируса дело затянулось. Недавно ей позвонили и сообщили, что может взять деньги. Уже заказали новые, автоматические швейные машины. Стоимость одной такой машины 10 000 лари. Благодаря новой технике, будет легче шить национальную одежду для танцевальных групп.

Ткань, нитки – все необходимое привозят из Тбилиси. У учителей-швей времени мало, поэтому в основном работают на заказы. Цонара сама дизайнер своих изделий, рисует, вырезает выкройку, и отдает сотрудникам для шитья.

“Здесь есть свободные рабочие места, но нет шьющих и даже нет у них желания, чтоб научились”, — жалуется Цонар.

Пандемия мастерской «Веритас» помешала заниматься и благотворительностью.  Более 120 воспитанникам детских садиков сел костюмы для мероприятий шили бесплатно. Из-за пандемии садики не работали, и одежда для праздников была не нужна. Цонара планирует с сентября опять шить детям в подарок.

Веритас – имя швейной машины, производимой в Германии. Цонара выбрала её для названия своей компании, так как хочет, чтоб качество продукции, которую учителя создают после школы, ассоциировалась с безупречным качеством немецкой машины. Она уверенна, что пандемия её маленькому бизнесу и большим планам больше помешать не сможет.