Правительство Грузии решило ослабить ковид-ограничения, несмотря на то, что ни один из показателей не свидетельствовал об улучшении эпидемиологической ситуации. Так 22 июня, в тот день когда было объявлено о послаблениях, было выявлено 914 новых случаев коронавируса, 24 человек скончались, а ежедневный показатель положительности тестов составил 3,27%.
Некоторые врачи сочли такое решение властей нелогичным и необъяснимым.
Напомним, решением правительства с 1 июля отменяется «комендантский час», а с 22 июня граждане более не обязаны носить маски в открытых пространствах, за исключением остановок общественного транспорта и мест, где высока концентрация людей, например, на рынках.
Netgazeti попыталось выяснить, какой логикой и аргументами руководствовалось правительство принимая данное решение. А также каковы темпы распространения более заразного штамма Дельта, в то время когда процесс вакцинации в стране практически приостановлен?
Кто (не) поддержал снятие ограничений?
В июне директор Тбилисской инфекционной больницы Тенгиз Церцвадзе первым объявил о возможности отмены обязательного ношения маски и о снятии комендантского часа.
«Я требую отмены комендантского часа и обязательного ношения маски на открытом воздухе», — сказал Церцвадзе 21 июня.
Однако Национальный центр контроля заболеваний (NCDC) не поддержал решение отменить требование ношения маски на открытом воздухе. Амиран Гамкрелидзе заявил, что недавнее улучшение эпидемиологический ситуации очень медленно и нестабильно, в то время как показатель выявляемости вируса вырос на прошлой неделе.
«Это не веский повод говорить об ухудшении эпидемии, но факт в том, что показатель выявляемости не снижался за последнюю неделю. Поэтому надо быть очень осторожными. NCDC пока не считает целесообразным смягчение ограничений», — сказал тогда Гамкрелидзе.
Министр экономики Натия Турнава считает, что решение Координационного совета было «важным, прежде всего потому, что это положительное ожидание хорошего туристического сезона».
По словам министра, количество еженедельных рейсов в Грузию уже составляет половину рекордного результата 2019 года с точки зрения туризма, а цель — достичь 70% результата 2019 года в разгар туристического сезона.
Заместитель министра здравоохранения объяснила отмену обязательного ношения маски тем, что это ограничение стало в некоторой степени формальным, а также потому что «жарко и многие граждане не могут ее носить».
Летний фактор
С тем, что в летнюю жару носить маску труднее, а мониторинг затрудняется, согласен и эксперт в области здравоохранения, бывший депутат Акаки Зоидзе. Он считает, что на фоне смягчения ограничений нужно усилить мониторинг соблюдения правил в закрытых помещениях.
«Всегда сложно найти золотую середину между падением экономики и защитой граждан. Летний сезон для экономики жизненно необходим. Ожидается, что приедут вакцинированные туристы, желающие полноценно отдохнуть. Для этого и приняли решение о смягчении, чтобы дать экономике возможность выдохнуть», — сказал он.
По мнению Зоидзе, в идеальной ситуации было бы хорошо, если бы половина населения была вакцинирована или имела иммунитет к ковиду, но реальность иная. Бывший депутат также приветствует отмену комендантского часа с 1 июля.
Пульмонолог, врач Университетской клиники Шарите Берлина Тамар Жамурашвили отмечает, что в открытом пространстве, если на дистанции двух метров никого нет, носить маску нет необходимости. По ее словам, именно такие, лишенные логики регуляции вызывают недовольство народа.
«В Германии носить маску, если люди не стояли в группе граждан, никогда не было обязательным. SARS-CoV-2 не является вирусом, существующим в воздухе. Он передается лишь от человека человеку. Если в открытом пространстве на расстоянии двух метров никого нет, бессмысленно носить маску, особенно в 40-градусную жару», — сказала она.
Кулумбегов: «Популистское решение»
Аллерголог Бидзина Кулумбегов в беседе с Netgazeti заявил, что не смог понять логику Координационного совета. С ним согласен врач Вахтанг Калоян, член «Европейской Грузии». По его оценке, правительство приняло «популистское решение, направленное на перекрытие очень медленного темпа вакцинации».
До смягчения ограничений стало известно о возникшем дефиците вакцин AstraZeneca, из-за чего многие граждане не смогли привиться второй дозой. Кроме того, с 6 мая в Грузию не поставляли какую-либо вакцину.
Калоян отметил, что по стандарту смягчение ограничений следует за вакцинацией, а не наоборот. Он отметил, что когда за решениями нет логики, ни бизнес, ни медицинский сектор не могут строить планы.
Кулумбегов в свою очередь считает решение рискованным, поскольку в условиях отмены комендантского часа мобильность граждан возрастет еще больше. Он заявил, что поддерживает только отмену обязательного ношения маски на улице, а другие ограничения, считает аллерголог, можно было снять лишь после того, как хотя бы миллион жителей Грузии будут вакцинированы одной дозой.
Угроза «Дельта»
Число смертельных исходов среди зарегистрированных случаев ковида растет и превышает показатели осени прошлого года, когда в Грузии была вторая волна пандемии.
Эксперты обращают особое внимание на угрозу штамма «Дельта» (т.н индийский штамм), который распространяется в разы быстрее других. Он также легко заражает детей и молодых.
По словам Бидзины Кулумбегова, «Дельта» в 5-6 раз заразнее других штаммов.
Что делать?
Эксперты видят решение проблемы в строгом мониторинге ношения маски в закрытых помещениях и в местах массового скопления людей, а также в быстром темпе вакцинации. Они ожидают, что эти меры смягчат ожидаемую осенью четвертую волну.
Все респонденты Netgazeti призывают граждан носить маску в закрытых помещениях, а на улице снимать ее лишь при соблюдении двухметровой дистанции.
Главным вызовом Акаки Зоидзе считает замедление процесса вакцинации и отмечает, что сейчас важно, насколько успешно правительство справится с массовой вакцинацией в июле. Кроме того, он указывает, что главный вызов будет у двери через два-три месяца после начала кампании вакцинации, когда все желающие ее уже пройдут, а с другими нужно будет вести активную кампанию.
Премьер-министр Иракли Гарибашвили заявил, что в июле Грузия получит миллион доз разных вакцин.
По национальному плану вакцинации, до конца 2021 года в Грузии от ковида должны быть привиты 1,691,214 человек, т.е. 60% взрослого населения страны.