Международное общество за справедливые выборы и демократию (ISFED) опубликовало свой первый промежуточный отчет о мониторинге социальных сетей в преддверии местных выборов 2021 года.
В отчете описывается деятельность официальных страниц политических партий и органов местного самоуправления, участвующих в выборах, а также результаты наблюдений за анонимными и открытыми страницами, осуществляющим деятельность в политических целях. За отчетный период (2-22 августа) наблюдатели ISFED изучили 1 126 публикаций.
Согласно отчету, большинство официальных страниц местного самоуправления не публиковали партийные материалы, но активно распространяли информацию о посещениях премьер-министром муниципалитетов в период предвыборной кампании. В то же время, деятельность некоторых кандидатов в мэры и члены совета, которые являются действующими должностными лицами, освещалась на страницах местных органов власти в Facebook, что, по данным ISFED, ставит их в более выгодное положение по сравнению с другими кандидатами.
Так например в результате мониторинга было выявлено, что страница Сакребуло (горсовета) Зугдиди в Facebook связана с региональной страницей Самегрело-Земо Сванети «Грузинской мечты» и страницей кандидата в мэры Зугдиди Мамуки Цоцерия от «Грузинской мечты». Связь проявляется в так называемом синхронном размещении видеороликов на этих страницах.
Кроме того, всего со 2 по 22 августа государственными служащими 29 муниципальных образований было опубликовано 118 агитационных постов. В ряде случаев также было выявлено большое количество политических постов, размещенных в нерабочее время. Большинство постов, опубликованных в рабочее время, содержали текст поддерживающий партию «Грузинская мечта».
Критика против партии «Грузинская мечта» содержалась на 20 страницах. Основными мишенями страниц дискредитирующих официальное руководство страны: Иракли Гарибашвили, Каха Каладзе, Иракли Кобахидзе, Бидзина Иванишвили и Теа Цулукиани. Последняя также стала объектом сексистской атаки. На некоторых страницах были распространены посты дискредитирующие Гиоргия Гахарияи, где он был представлен как политик управляемый Бидзиной Иванишвили. Подобный посыл звучал и в адрес Гиоргия Вашадзе и Алеко Элисашвили. Некоторые из этих страниц также публиковали сообщения в поддержку «Единого национального движения».
Против оппозиционных партий было создано 25 страниц. Среди оппозиционных политических партий основной целью страниц была партия «Национальное движение», Михеил Саакашвили, Ника Мелия и Анзор Мелия. Обнаружены сексистские высказывания против женщин-политиков оппозиционных партий. Саломе Самадашвили и Тина Бокучава стали объектами дискредитации сексистского контента. Журналистка TV Pirveli Эка Мишвеладзе также стала объектом сексистской атаки.
Также были запущены несколько страниц по дискредитации критически настроенных СМИ.
Согласно отчету, правящая партия лидирует по количеству политической рекламы, которая за отчетный период разместила 892 рекламных объявления. Далее следуют «Третья сила — Стратегия Агмашенебели» (155), на третьем месте — «Национальное движение» (93).
Согласно ISFED, непрозрачность политической рекламы в социальных сетях остается проблемой. За отчетный период организация обнаружила и обжаловала 70 незадекларированных политических рекламных объявлений, размещенных в Facebook. Среди недекларированных объявлений «Facebook» приостановил публикацию только на 10%. Таким образом, реакция платформы на жалобы на незадекларированную рекламу, как и на предыдущих выборах, была неадекватной. Незадекларированная политическая реклама размещалась как на официальных партийных, так и на анонимных сайтах. Большая часть политической рекламы размещалась «Третьей силой» без декларации.
Материал Netgazeti