Грузинские учителя борются за оплачиваемый декретный отпуск

Грузинские учителя борются за оплачиваемый декретный отпуск

Тамар Цанава уже 12 лет преподает школьникам английский язык. Мать 7-летнего Сандро и 4-летней Теклы взяла отпуск по уходу за обоими детьми по 6 месяцев, но без содержания. В этот период школа не выплачивала ей зарплату. Ее доходом в декретном отпуске было стандартное единовременное пособие в тысячу лари, предоставляемое государством каждому ребенку. Цанава не единственная, кто сталкивается с подобной проблемой. Именно поэтому учителя создали в Facebook специальную группу и составили петицию, которую на данный момент подписали более пяти тысяч человек. Кроме того, Тамар Цанава внесла в Парламент Грузии законодательное предложение об оплате отпуска по беременности и родам, согласно решению бюро, оно должно быть рассмотрено парламентским Комитетом по здравоохранению и социальным вопросам в ближайшие месяцы. «У нас, учителей, условия по отпуску в случае рождения ребенка такие: мы получаем единовременную зарплату в тысячи лари от государства, а выплата зарплаты от школы зависит от доброй воли директора. Если в школьном бюджете есть деньги, они могут их нам. Однако подобного случая еще не было. Согласно новым изменениям декретный отпуск составляет 4 месяца, а остальные 2 месяца могут взять как мать, так и отец. Получается, что вопрос выплатят ли нам зарплату в течении этих 4 месяцев, зависит только от директоа.

Я, наверное, знаю всего три-четыре случая, и то в высокогорном районе, когда учителя получали выплаты. Мы не должны зависеть от доброй воли директора, за это мы боремся», — заявила Тамар Цанава в интервью Netgazeti. По ее словам, стыдно когда в 21 веке женщины, в том числе учителя, не получают полноценных декретных выплат и она надеется, что в конечном итоге парламент примет решение в их пользу. «Все больше молодых учителей приходит в систему образования, и рано или поздно эта проблема будет услышана, и государство все равно будет вынуждено заплатить учителям, и не только им, всем находящимся в декретном отпуске. Не только учителя, каждая женщина имеет на это право. Я знаю многих молодых учителей, которые бросили школу из-за нехватки финансовых ресурсов. По ее словам, большинство педагогов возвращаются до окончания декретного отпуска и нанимают няню при этом им приходится сокращать траты и лишать себя счастья находится с рядом со своим ребенком. «Я очень хочу иметь третьего и четвертого ребенка. Один из самых сильных факторов, с которыми мне приходится сталкиваться, — это плохие условия декретного отпуска. Если подсчитать за 6 месяцев моя зарплата может составить 8000 лари, и я должна оставаться дома 6 месяцев, надеясь на единовременную государственную помощь в размере 1000 лари. Да, мой муж тоже работает, и я как-то справляюсь. Но почему так должно быть? Все это вызывает очень сильное чувство несправедливости», — говорит Цанава.

«Упущенная возможность» «Проблема с выходом в декретный отпуск действительно существует», — говорит юрист Центра социальной справедливости Эко Мамаладзе, В результате реформы труда, проведенной государством в 2020 году, общая продолжительность отпуска по беременности и родам осталась неизменной и составляет 730 дней. Он делится на две части: отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком. Отсюда возмещаются только 183 дня. Разделение 730 дней на две части означает, что их могут взять и мать, и отец. С учетом этого в итоге получается, что дни выплаты зарплаты, непосредственно связанные с матерью, т.е. роды и беременность, составляют 126 дней. Количество дней несколько увеличивается если рождается двойня и/или при наличии осложнений. Эко Мамаладзе. Фото: ЕС для Грузии Как объясняет Мамаладзе, вопрос выплаты пособий по беременности и родам «к сожалению, не был должным образом решен в рамках трудовой реформы», несмотря на их активное участие в этом процессе. «Нам очень хотелось, чтобы вопрос оплаты труда был урегулирован, и что бы это возымело немедленный эффект, особенно в отношении работающих женщин. К сожалению, такого эффекта мы не получили. Упущенная возможность заключалась в том, чтобы урегулировать вопрос о выплате пособий по беременности и родам. Поэтому необходимо снова поставить на повестку дня вопрос достойной выплаты по беременности и родам», — заявила Эко Мамаладзе в интервью Netgazeti.

По ее словам, в 2020 году Парламент Грузии оставил без изменений неравные условия, которые существуют между женщинами, работающими на государственной службе и в частном секторе, с точки зрения оплаты отпуска по беременности и родам. Женщина, работающая в государственном секторе, будет получать вознаграждение в соответствии с ее окладом и надбавками — какой бы ни была ее заработная плата, ей будут платить за 6 месяцев. В частном секторе это зависит от доброй воли работодателя, в случае с учителем — от директора школы. Школа является юридическим лицом публичного права, а учитель работает по контракту, нанятым школой. Он не является государственным служащим, поэтому на него не распространяется эта юридическая привилегия, и педагог может полагаться только на добрую волю конкретного директора школы. Как говорит Мамаладзе, в мире нет единой модели оплаты декретного отпуска, но есть общепризнанный стандарт, согласно которому, «родитель должен иметь возможность поддерживать надлежащий уровень здоровья для себя и ребенка в период выхода в декрет». «Разумеется, единовременная помощь в размере 1000 лари в течение 6-месячного отпуска не выполняет этой цели. Декретный отпуск без надлежащих механизмов финансовой поддержки ставит женщину перед выбором досрочного прекращения декретного отпуска и возвращения на работу, чтобы иметь возможность содержать себя и свою семью», — объясняет Мамаладзе. По словам юриста, решить этот вопрос сложно, потому что государству придется оказать влияние на частный сектор. «Однако есть международный опыт, как можно регулировать так, чтобы декретный отпуск не зависел только от частного сектора. Например, создаются соответствующие фонды. Главное — поднять этот вопрос и обсудить с государством, и на основе передового международного опыта создать сбалансированную модель, учитывающую интересы каждого», — сказала юрист.

Netgazeti обратилась к первому заместителю председателя парламентского Комитета по здравоохранению и социальным вопросам Ладо Кахадзе. Депутат от правящей партии заявил, что в настоящее время ему ничего не известно о законодательном предложении Тамар Цанава. Также пока неизвестно, когда законодатели приступят к рассмотрению законопроекта представленного учительницей английского языка 178-й общеобразовательной школы, направленного на урегулирование вопроса оплаты декретного отпуска педагогам.