В список обязательств, данных Еврокомиссией Грузии, входит пункт о свободе СМИ.
В отчете Европейской комиссии говорится: «Приложить больше усилий для обеспечения независимого, свободного и профессионального функционирования плюралистических СМИ, в особенности для того, чтобы уголовные процедуры против владельцев СМИ соответствовали высшим законодательным стандартам, возбудить беспристрастное, эффективное и своевременное следствия в случае нападения и/ли угроз в адрес журналистов».
Какие шаги должно предпринять правительство, для выполнения рекомендации Еврокомиссии? На эту тему издание «Батумелеби» побеседовало с экспертом Звиадом Коридзе.
Господин Звиад, на Ваш взгляд, какие конкретные шаги должно предпринять правительство для выполнения этой рекомендации?
Чтобы медийная среда в стране была нормальной, деятельность журналистов должна быть безопасной и не подвергаться преследованию. В данном случае это означает как физическое преследование, так и то, что власть прибегает к политизированному правосудию.
Кроме того, публичные заявления высокопоставленных политических деятелей дают гражданам «зеленый свет» на то, что бы преследовать журналистов в любое время и в любом месте. Примером тому является то, что произошло 5 июля, когда травля журналистов достигла своего пика и в результате физического насилия 53 журналиста получили телесные повреждения, а один из них скончался в результате полученных травм.
Власти не сделали ничего, чтобы предотвратить это насилие, но прибегли к риторике создавшей такою агрессивную среду. Расследование событий 5 июля еще не завершилось, но власти даже не попытались увидеть в этом глобальную проблему, организаторы насилия до сих пор не наказаны.
В одном из документов также упоминается об аресте Ники Гварамия, директора «Мтавари Архи».
Не менее важным и очень острым является вопрос о том, как государство использует судебную власть для преследования владельцев СМИ, и почему-то этот механизм работает в основном против владельцев тех СМИ, которые критикуют власть.
Мы видим, что один из акционеров и руководителей «Мтавари Архи» находится в тюрьме, против владельца 51% акций телеканала «Формула» возбуждено уголовное дело, на другие критические СМИ также оказывается давление. Естественно, все это влияет на управление этими телеканалами, на деятельность журналистов и технического персонала, препятствует работе этих СМИ и качеству их контента.
Что касается решения суда по Гварамия, который нахидится в заключении, конечно, правительство должно использовать механизм помилования, и это должен делать президент. Самое странное для меня сегодня было, когда представители практически аффилированной с правящим большинством группы — «Европейские социалисты» в парламенте призвали президента помиловать Гварамия. Правительство уже думает о помиловании. Очень плохо, что они использовали правосудие, чтобы повлиять на Нику Гварамия. Во всяком случае, они будут вынуждены это сделать, потому что по такому безосновательному обвинению нельзя держать человека в тюрьме.
Помимо того, что Гварамия должен быть помилован и освобожден, должны ли быть также прекращены уголовные дела в отношении других владельцев СМИ?
Должно быть очень качественное расследование и очень высокая прозрачность в делах, которые правительство ведет против СМИ, потому что каждое дело вызывает вопросы, в делах не хватает аргументов, власти не могут обосновать обвинение. Естественно, в таких случаях всегда возникает чувство несправедливости, и это чувство возникает не только у европейских политиков, это чувство разделяют и многие граждане Грузии. Такое ощущение, что СМИ преследуют через правовые рычаги. Это и есть политизированное правосудие, и СМИ должны быть от него освобождены.
У Европейской комиссии есть еще одна рекомендация, как освободить судебную власть от политического влияния. Однако все мы знаем, что правосудие должно основываться на законе, а не на политических нуждах, особенно если эти политические нужды направлены против критически настроенных СМИ и свободы слова в целом.
Если правительство попытается выполнить эту рекомендацию наполовину, например, освободив Гварамия, но станет расследовать дело о событиях 5 июля, может ли правительство заявить, что оно выполнило задачу?
Не для этого был прописан так скажем рецепт от Еврокомиссии, чтобы мы начинали торговлю на (эту тему). Это сложная задача, и эта задача как раз и говорит нам о том, что СМИ должны быть свободны от давления, как и их владельцы и руководители. А те, кто преднамеренно проявляет насилие в отношении представителей СМИ, как это было 5 июля, должны быть наказаны. Следует также отметить, что вдохновителем и поощрителем этой акции было правительство.
Естественно, правительство должно нести политическую ответственность. Что касается уголовной ответственности, то ее однозначно должны нести как люди, исполнявшие этот приказ, так и лица, заказавшие это насилие.
Очень часто премьер-министр, а также высокопоставленные лица «Грузинской мечты» называют критически настроенных журналистов СМИ приспешниками «Националов». Не должна ли власть сменить эту риторику?
Политическая ответственность заключается в том, что когда политик, представляющий правящую силу, представитель власти, так обращается к журналистам, то это дает основание любому гражданину использовать такую же риторику в отношении представителей СМИ.
Конкретные молодые люди, напавшие на оператора «Пирвели ТВ» в Батуми, не получали конкретное задание атаковать критически настроенных журналистов. У этих людей есть ощущение, что если премьер-министр, депутаты и министры так относятся к журналистам, то и я могу. Пример тому подало правительство.
Это имеет большое влияние на наших граждан, потому что журналисты работают, чтобы информировать их, а это как раз то, чего не хочет правительство.
Пытается ли правительство поляризовать СМИ и людей?
Естественно, именно этого оно и хочет, он уже столько лет этим занимается, сделать деятельность журналиста опасной. Если журналист будет запуган, в условиях самоцензуры, что бы не получить в глаз или по голове, он не сможет создавать продукт, необходимый обществу. Долгосрочный результат, которого хочет правительство, — оставить общественность без информации.
Как вы думаете, последует ли правительство рекомендациям Еврокомиссии?
Если бы грузинское правительство выразило желание, к тому чтобы процесс евроинтеграции стал для Грузии необратимым, мы бы уже сегодня имели статус кандидата и были бы в совсем иной ситуации. Но дело в том, что правительство выбрало другой путь, поэтому мы получили эти рекомендации, которые необходимо выполнить, если мы хотим, чтобы члены Еврокомиссии в конце года вновь обсудили статус кандидата от Грузии. Общественность должна вынудить правительство Грузии сделать это.
Если правительство будет сопротивляться обществу, тогда правительство должно взять на себя политическую ответственность и уйти.
Материал: netgazeti.ge