Соответствует ли уровень реформ в Армении статусу кандидата в Евросоюз: мнения

Соответствует ли уровень реформ в Армении статусу кандидата в Евросоюз: мнения

Армения не претендует на членство в Евросоюзе, тем не менее по ряду индексов не отстает от стран, получивших статус кандидата. Так считают часть местных экспертов. Но есть и мнение, что страна по каким-то параметрам все-таки отстает, часть реформ «загублена», причем сознательно и целенаправленно. При этом большинство аналитиков сходится в том, что углубившаяся зависимость от России, в которой оказалась Армения после поражения в 2020 году в карабахской войне, не приближает ее к Европе.

Лидеры ЕС 23 июня предоставили Украине и Молдове статус кандидата на вступление в блок. Грузия получит эту возможность после того, как будут реализованы некоторые реформы.

В свете этих событий в Армении обсуждают, насколько страна соответствует критериям, по которым можно рассчитывать на вступление в Евросоюз.

Борис Навасардян, руководитель Ереванского пресс-клуба

Прогресс тыловика удивляет европейцев

«В эти дни в Брюсселе, где решается вопрос о предоставлении Украине, Молдове и Грузии статуса кандидатов в члены ЕС, проходят дискуссии на эту тему. В ходе одной из экспертных дискуссий с моим участием многих интересовало, как так получается, что Армения, не претендующая на членство в ЕС, фиксирует почти те же индексы в реформах, что Молдова, Украина или Грузия.

Люди привыкли думать, что постсоветские страны делают что-то хорошее только в том случае, если у них есть какие-то ожидания от западных структур. В Армении тоже наиболее серьезные и быстрые изменения произошли, благодаря стремлению стать членом Совета Европы (1997-2000 гг.).

Когда в 2013 году Армения сбилась с пути подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, в Евросоюзе поспешили разделить страны «Восточного партнерства» на две категории: лидеров – сегодняшних кандидатов в ЕС (Украина, Молдова и Грузия) и тыловиков (Армения, Беларусь, Азербайджан). Однако дальнейшее развитие показало, что Армения, имея значительно более низкий уровень отношений с ЕС, продолжала сохранять те же рейтинги, что и страны-условные лидеры.

Это удивляло участников дискуссии в Брюсселе – европейских чиновников, экспертов и журналистов. Я, как мог в рамках дозволенного формата, попытался объяснить причины того, почему Армения не отставала, а также предупредил о рисках, препятствующих прогрессу.

Независимо от того, как разные круги наших сограждан относятся к Европе, каждый здравомыслящий человек, думаю, понимает, что высокая оценка Армении как государства и партнера со стороны ЕС может принести только пользу.

Сам я всегда придавал больше значения не формальному статусу отношений, а предметному сближению, эффективному сочетанию европейских стандартов и национальных программ, чтобы однажды члены ЕС консенсусом захотели увидеть Армению в своих рядах, а мы спокойно обдумывали, принимать ли нам это приглашение.

Рекомендации от ЕС Грузии исходят из интересов этой страны. Армении следует изучить все эти 12 предусловий для Грузии. Учитывая их направленность и совпадение наблюдаемых в нашей стране неблагоприятных тенденций, несмотря на сегодняшние относительно высокие рейтинги, предлагаю изучить документ Еврокомиссии, касающийся наших соседей, с точки зрения перспектив для Армении».

Армения отстает от стран-лидеров

«Для того, чтобы стать кандидатом или членом ЕС, Армении нужны серьезные реформы во многих сферах и прежде всего в сфере правосудия. На этом этапе Армения не соответствует критериям для вступления в Евросоюз. Это очень сложная институциональная процедура. Армения далека от этого, и предпосылок для членства у нее пока нет.

Уровень зрелости политической системы в Армении также на крайне низкой отметке. Кроме этого, страна должна быть независимой с точки зрения военной безопасности.

Практически все сферы жизнедеятельности, начиная от торговли, транспорта, энергетики, гражданской безопасности, медиа, IT-технологий нуждаются в реформах. Мы находимся в оторванном от европейских стандартов состоянии, и разрыв между нашим нынешним положением и тем, что есть, хотя бы в Грузии, Молдове или Украине, колоссальный».