фото из архива
Подписанное 9 ноября 2020 года трехстороннее заявление о прекращении огня после 44-дневной войны в Нагорном Карабахе и, в частности, последующие события, вызвали глубокий психологический шок в общественном сознании Армении,передает newcaucasus.com
Общество, почти 30 лет жившее с психологией победителя, за полтора месяца войны получило «статус» побежденного… Значительная часть общества по-прежнему не хочет мириться с новыми реалиями и требует мести. Месть порождает и кристаллизует образ врага в лице азербайджанцев и союзника Азербайджана – Турции.
После окончания войны власти Армении пытаются вести страну и армянское общество к миру, мирному сосуществованию с Турцией и Азербайджаном. Логика властей ясна: у Армении не так много ресурсов, чтобы начинать новую войну, которая добьет и без того разрушенную экономику. Вместо того, чтобы направить и так скудные финансовые ресурсы на развитие, они должны будут пойти на милитаризацию страны, с непонятной и опасной перспективой. Но стремящийся к мести сегмент общества требует продолжения вражды…
В некоторых армянских социальных сетях и на различных медиа-площадках во время войны и после ее окончания продолжается формирование образа азербайджанцев и турок как «вечного врага». Сохранению этой ситуации способствуют также продолжающиеся территориальные претензии Азербайджана к Армении: амбиции в отношении Еревана, Гегаркуникской области, Араратской долины и значительной части Армении в целом звучат в Азербайджане на самом высоком уровне.
В Армении политические деятели и политические активисты, интеллигенция и рядовые граждане рассматривают в качестве проявления патриотизма выражение враждебности по отношению к азербайджанцам и туркам. Это объединяет различные политические силы и течения, различные социальные и профессиональные слои общества. Во время, и после войны в стране был запущен флешмоб, объявляющий турок и азербайджанцев врагами. Участники флешмоба на социальных площадках объявляли турок и азербайджанцев вечными врагами, аргументируя это тем, что вражда длится веками, она существует в настоящем и будет продолжена в будущем.
Достаточно нескольких примеров, чтобы понять, как формируется образ врага. Так, активист партии «Родина» Арсен Никогосян пишет на своей странице в Facebook: «Я Арсен Никогосян, я Армянин, мои бабушка и дедушка – выходцы из Западной Армении. Мой дед по отцовской линии Айк Никогосян родился в Карсе в 1889 году, моя бабушка по отцовской линии Араксия Никогосян родилась в 1900 году в городе Ван. Во время Геноцида они мигрировали в Ереван. Они рассказывали своим потомкам много историй об утраченной родине наших предков – Западной Армении. Бабушку я не видел, она умерла в 1984 году. В моей памяти остался дед, мне было 3-4 года. Запечатлелся тоскующий взгляд моего деда, он смотрел на Арарат и, беседуя с внуками, всегда говорил: «Никогда не смотрите на турка как на друга».
Прошли годы, я пошел в школу, моя первая классная руководительница товарищ Папикян, которая была учительницей истории, поручила мне прочесть роман Ф.Верфеля «Сорок дней Муса-Дага». Помню, как я со слезами на глазах рассказывал, понимая жестокие страдания армянина, в этот момент вспоминал также грустные глаза деда и уже с юных лет понял одну горькую истину: турок – мой враг, который совершил геноцид моей нации, насиловал армянских женщин, закалывал армянских детей.
На протяжении веков армянин боролся за свою идентичность. У меня есть символ мести в истории Армении – С. Тейлерян, который после Геноцида вселил в армян надежду, что однажды армяне обязательно отомстят своему вековому врагу.
Постскриптум. Турок и азербайджанец – мой враг, кто их поддержит – мой враг. Предатель РА Н. Пашинян и его правительство поддерживают турка. Я хочу напомнить этой предательской власти, что у нас нет нехватки в Согомонах Тейлерянах, даже если пройдут столетия».
Пользователь Артур Айрапетян пишет: «Турок – мой враг. Азербайджанец – мой враг. Поддерживающий турка и азербайджанца – мой враг. Я рядом с теми, кто борется против турок, азербайджанцев и тех, кто их поддерживает. Сегодня нет третьего пути. Ты либо против турок, либо за турка. Ты либо свято хранишь память солдат, погибших за свою Страну, либо развиваешь армяно-азербайджанские и армяно-турецкие отношения. Ты либо АРМЯНИН, либо турок. Я армянин».
Тот же текст на своей странице в Facebook разместила известная в Армении певица Армине Григорян. Экс-депутат фракции ППА Арман Абовян разместил этот же текст на своей странице, с той лишь разницей, что он называет врагами не турка и азербайджанца, а государства – Турцию и Азербайджан. Можно привести тысячи таких примеров…
С этими людьми согласен даже премьер-министр Никол Пашинян, хотя он к этой вражде подходит с другой точки зрения. 10 мая 2021 года, касаясь пропаганды вражды против Азербайджана и Турции в социальных сетях и на различных общественных площадках, с трибуны парламента он заявил: «Что это за тема: турок наш враг или не наш враг? Это историческая реальность. Турция и наш враг, и наш сосед, врагом обычно бывают соседние государства. Трудно представить, что какое-либо государство по ту сторону экватора может считаться нашим врагом. Этой враждой надо управлять, поскольку если она закипит, в конце произойдет взрыв». Не совсем ясно, что значит «управлять враждой», или как собирается премьер-министр Пашинян управлять ею.
Однако в Армении не все согласны с пропагандой вражды. Например, активист АНК Нарек Саркисян, комментируя призывы объявить турок и азербайджанцев врагами и бороться с ними до конца, пишет: «Если власти Армении будут руководствоваться такой идеологией, они будут способствовать тому, чтобы началась новая война, в которой вновь прольется кровь армян. Организаторы флешмоба (подчеркиваю, не участники, а организаторы) явно не довольствовались количеством наших жертв. Им нужны новые жертвы. Они хотят новой крови, они хотят новых разрушений. Они играют чувствами честных людей, чтобы достичь своей цели, прикрываясь патриотическими лозунгами».
Политический аналитик Карпис Пашоян подходит к пропаганде вражды с точки зрения реал-политик: «Формулировка «турок – мой враг» – всего лишь омерзительное выражение примитивных этнических инстинктов и неофашистского фразёрства побежденного».
Вместо всего этого можно было всего лишь как государство и как регулярная армия либо вести достойную войну, либо заключить достойный мир. Вы не сделали ни то, ни другое, а сейчас занимаетесь в Facebook глупостями».
На протяжении всей истории тысячи государств и народов воевали друг с другом, побеждали и проигрывали. Но при этом пытались найти форматы мирного сосуществования. Мирное сосуществование возможно, когда обе стороны уважают достоинство и право на существование друг друга. Когда одна из сторон пытается получить все или как можно больше, этим она подталкивает другую сторону к самообороне. Азербайджан и Турция по своему человеческому, экономическому, военному потенциалу являются несравненно более могущественными государствами, и если исходить из этой мощи, то могут позволить себе говорить с Арменией с позиций силы или угрозы силы. Тем более что в последней войне Азербайджан одержал победу, диктуя Армении свои условия.
Но когда Азербайджан и Турция пытаются получить максимальные выгоды от проигравшей войну Армении, Армения, со своей стороны, пытается искать и находить союзников, посредством которых может противостоять этому давлению. Именно такое давление создает возможности третьим странам вмешаться во внутренние дела нашего региона, взять на себя роль посредника или спасителя. Россия уже два столетия играет роль такого «спасителя», каждый раз используя внутреннюю вражду и раскол стран региона, зачастую, сама провоцируя и покровительствуя вражде.
Могут ли государства региона закрыть страницу вражды и мести и заниматься мирной и творческой работой – зависит не только от политической власти, но и от народов и обществ этих стран. Во многом, это зависит и от того, какой общественный заказ получают власти той или иной страны. Во всяком случае, пропаганда вражды и мести сегодня продолжается, разрушая новые жизни, забирая огромные человеческие и финансовые ресурсы.
Армен Акопян