Служба национальной безопасности Армении опубликовала законопроект «Три новых контрольно-пропускных пункта на армяно-азербайджанской границе». Он в свободном доступе для обсуждения всем обществом – на сайте e-draft. Фактически, это один из шагов по выполнению поручения премьер-министра. Две недели назад Никол Пашинян поручил директору СНБ и председателю Комитета госдоходов обеспечить беспрепятственный проезд азербайджанской стороны через территорию Армении в Нахичевань.
«Мы и сейчас готовы обеспечивать эту связь западных районов Азербайджана и Нахичевани. Это Азербайджан не использует предоставленные нами возможности. Мы и сегодня говорим: можете приехать, пересечь границу Армении, проехать в Нахичевань – в порядке, установленном законодательством Республики Армения, как полагается. Хоть сегодня»,- сказал премьер-министр Армении.
В случае, если законопроект будет принят, контрольно-пропускные пункты намечается установить «от общины Сотк Гегаркуникской области в сторону государственной границы по автомобильной дороге М11, с азербайджанской стороны в направлении Кельбаджара, в общине Ерасх Араратской области до Садарака, в 7,5 км к югу от общины Караундж Сюникской области на трассе М2 в направлении Губадлы».
Политический обозреватель Татул Акопян объясняет, что предлагает армянская сторона взамен так называемого «Зангезурского коридора», на котором настаивает Азербайжан. Мнение эксперта, которое он высказал на своей странице в Facebook.
Предложение армянской стороны Азербайджану разумно
«СНБ Армении ввела в обращение проект, согласно которому Армения заявляет, что готова предоставить Азербайджану дорогу для связи с Нахичеванью. И четко обозначены КПП и территории, по которым предлагается перемещаться.
Проект еще нужно утвердить. Но нет сомнений, что он будет принят. Потому что проект появился после известного выступления Никола Пашиняна 4 августа, когда он сказал, что Азербайджан может в любой момент использовать нашу территорию для связи с Нахичеванью.
И он упомянул различные территории. От Иджевана до Гориса. Но, обратите внимание, что он не упомянул территорию Мегри, то есть именно тот участок, на котором настаивает Азербайджан.
Я думаю, что власти Армении, в данном случае СНБ приняли разумное решение, предложив Азербайджану три дороги. И я в процессе объясню, в чем разумность.
Первая из дорог находится на участке Ерасх-Садарак, это конец Араратской долины. И это рядом с границей между Турцией и Нахичеванью. То есть, если этот участок откроется, Армения также сможет использовать эту дорогу, хотя в данном случае речь идет не о нас, а об Азербайджане.
Таким образом, если откроется двустороннее движение, речь идет о сухопутных дорогах, то армяне, азербайджанцы и другие, в том числе турки, смогут ездить из Ыгдыра в Нахичевань. И из Армении можно будет ездить в том же направлении.
Второй пограничный переход, который предложили армяне, – это участок Сотк-Карвачар, или, как написано в проекте, участок Кельбаджар-Сотк. Кельбаджар также перешел под контроль Азербайджана после поражения армянской стороны в 44-дневной войне в Карабахе.
И, наконец, третья дорога – из Караунджа в Губадлы. Это участок ниже армянского города Гориса, который перешел под контроль Азербайджана, я имею в виду участок Воротан-Эйвазлу».
Это не то, чего хочет Азербайджан
«Я не знаю, как отреагирует Азербайджан. Но это вовсе не то, чего он хочет. Азербайджан требует у нас коридор, а Армения прямо говорит, что не готова его предоставить.
В трехстороннем заявлении от 9 ноября, положившем конец карабахской войне 2020 года, говорится, что Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванью. Здесь говорится также об организации беспрепятственного передвижения граждан, транспортных средств и товаров.
Азербайджан интерпретирует этот пункт следующим образом: беспрепятственное передвижение означает, что эта дорога не будет контролироваться армянской стороной. Власти Армении заявляют, что готовы разблокировать коммуникации, но не готовы потерять суверенитет над предоставляемыми дорогами. Термин «коридор» предполагает потерю суверенного контроля, однако в трехстороннем заявлении, он не упоминается.
Трудно сказать, сможет ли Армения противостоять этому нажиму. Это зависит и от внешних обстоятельств.
Похоже, в Армении поняли, что армяно-иранскую границу терять нельзя. Это слишком высокая цена.
Мы должны сделать все, чтобы не потерять наши суверенные права на 45-километровом участке армяно-иранской границы. Потому что если мы его теряем, мы теряем не территории, а независимость и суверенитет Армении, причем в очень большой степени. Мы теряем границу с Ираном.
Наряду с этим армянская сторона на трехсторонних переговорах вице-премьеров Мгера Григоряна, Шахина Мустафаева и Алексея Оверчука договорилась о том, что Азербайджан может использовать железную дорогу вдоль реки Аракс. Этот участок был построен в 1930-х годах и разграблен в 2000-х. Армянской стороне нужно будет еще отстроить этот участок. А еще есть договоренность использовать автомобильную дорогу. Но она должна оставаться под суверенным контролем Армении.
Словом, армянская сторона согласна с тем, чтобы азербайджанские товары, автомобили и люди проходили с этой точки треугольника Армения-Иран-Азербайджан на ее территорию.
Первое поселение там – село Нрнадзор, которое раньше называлось Нювади. И там их встретит российский пограничник.
Армения официально согласилась на это, я не выдумываю.
Затем армянский таможенник проверит их и в сопровождении российского конвоя отвезет в треугольник Армения-Иран-Нахичевань, то есть туда, где заканчивается 45-километровый участок. Тут уже дорога входит на территорию Нахичевани, Ордубадский район, его исконно армянское название – Гохтн».
Когда говоришь «нет» на переговорах, надо предлагать альтернативу
«Я думаю, что Армения правильно поступила, сделав такое предложение, потому что, когда говоришь «нет» по какому-то пункту на переговорах, надо предлагать альтернативу.
Альтернатива предложена, теперь мяч на поле Азербайджана. Посмотрим, какая будет реакция.
Но чрезвычайно важна и позиция других игроков, в частности, Ирана, Турции и России.
Россия молчит, ей выгодно, чтобы Азербайджан и Турция пользовались этой дорогой, потому что знает – все под ее контролем. А удерживая дорогу под своим контролем, она будет иметь рычаги влияния не только на Армению, но и на Азербайджан и Турцию.
Поэтому дорога вдоль реки Аракс выгодна русским.
Другой вопрос, что думает Россия относительно суверенных прав Армении на этой территории.
Естественно, Азербайджан продвигает эту идею и даже торгуется с Россией, говоря: «Если вы контролируете коридор, связывающий Армению и Арцах, то почему у нас не может быть коридора?»
То есть Азербайджан просто пытается добиться того, чтобы иметь коридор, равнозначный Лачинскому коридору, точнее уже тому, который заменит его. Желанный коридор через территорию армянского Мегри в Азербайджане называют «Зангезурским коридором».
Очень важна тут роль России. Если она поддержит позицию Армении, я не сомневаюсь, что турецко-азербайджанская угроза будет нейтрализована. Но если Армения останется одна, ей будет очень тяжело.
Конечно, важна и роль Ирана, который постоянно говорит о том, что не допустит изменения границы между Арменией и Ираном. Но давайте будем реалистами и не будем слишком полагаться на Иран.
Потому что Иран – страна, которая поздравила Азербайджан с победой в войне. Министр иностранных дел Ирана поехал в Баку и поздравил.
Сейчас многие в Армении говорят, что Иран не позволит, чтобы исчезла граница Иран-Армения. Раньше говорили, что Иран не позволит Азербайджану напасть и оккупировать территорию у реки Аракс, которая уже перешла под контроль Азербайджана. Речь идет о районах Зангелан и Джебраил.