26-го октября посол США в Грузии, Келли Дегнан посетила Ниноцминдский муниципалитет. Посол встретилась с мэром города Анивард Мосоян, после чего направилась в Радио NOR. Мы поговорили с ней о регионе Самхе-Джавахети, проблемах и потенциалах развития здесь.
Вы впервые были в Самцхе-Джавахети?
«Я здесь не в первый раз. Я уже в этом регионе в третий раз. Однако каждый раз, когда я приезжаю сюда, я радуюсь еще больше, потому что встречаю здесь много людей, и именно поэтому я хочу приехать сюда.»
Госпожа Дегнан, вы знаете, что мы живем в регионе, густо населенном этническими меньшинствами. США потратили десятки миллионов долларов за два десятилетия непосредственно на интеграцию этнических меньшинств. Это были как прямые гранты, так и совместные проекты с гражданскими (неправительственными) организациями Грузии. Как показывают последние исследования, ситуация ухудшилась – в Джавахети и других регионах Грузии в обществе преобладает антизападная, зачастую пророссийская идеология. Какие механизмы есть у США для того, чтобы финансирование расходовалось должным образом и приводило к конкретным результатам?
«Вы упомянули национальные меньшинства, и я хочу сказать, что в этом сила и богатство страны, как в Грузии, так и здесь, в США, хотя процесс интеграции не быстрый и легкий. Это всегда долго и требует больших усилий, хотя я несколько раз бывала в этом регионе и каждый раз, когда приезжаю, вижу прогресс в этом плане. Не только с помощью программ, реализуемых нашими агентствами (USAID, Посольство США и др.), но и при поддержке многих других программ, финансируемых правительством и организациями Грузии.
Буквально сегодня мы были в одной из школ Ахалкалаки, где идет проект гражданского образования, и когда я встретила там учеников, то увидела, что они очень хорошо говорят на грузинском, армянском и английском языках. Они также сделали очень хорошие презентации.
Наши программы финансируются в основном средствами американских налогоплательщиков, наших граждан и подлежат тщательной проверке и мониторингу, чтобы гарантировать, что выделяемые деньги достигают намеченных результатов.
Что касается борьбы с дезинформацией, то, конечно, это сложный вопрос и требует ежедневной работы. Дезинформация направлена на то, чтобы сбить людей с толку, создать хаос в обществе и помешать людям увидеть правду. В борьбе с этим очень важную роль играют такие медиа-организации, как ваша, которые будут источником правды для местного населения.
В связи с указанными вопросами активно реализуются проекты и программы, что нас очень радует. Однако хочу отметить, что указанная проблема не касается молодежи. Сейчас молодежь заинтересована и мотивирована к изучению государственного языка. Проблема в людях возраста, скажем 35 и более, которые не знают государственного языка, а во многих случаях даже не хотят его учить, потому что это жители села, которые общаются только с другими людьми, живущими в селе.
Да, я согласна, это определенно является проблемой, но я думаю, что, хотя в основном старшие учат молодежь важным вещам, делясь собственным опытом, в определенные моменты молодежь может также научить старшее поколение конкретным вещам, особенно в таких близких и больших семьях, как у вас здесь, в Самцхе-Джавахети.
Мир постоянно меняется, появляется много новых возможностей, и важно знать, как обеспечить доступ этих возможностей. Мы познакомились с группой студентов, которые работают над разными проектами, и у них была идея расширить доступ к информации в сообществе и для членов их семей. Это может не изменить их восприятие полностью, но у них будет информация по конкретным вопросам.
Давайте теперь поговорим о Грузии, и у меня такой вопрос к вам. С началом войны в Украине в грузинском обществе возникло ощущение, что вооруженные силы Грузии (включая резервы старой советской техники) должны помочь украинскому народу в борьбе. На ваш взгляд, США могли бы помочь в переброске «советской» военной техники?
В начале войны США попросили своих союзников и партнеров сделать все возможное, чтобы помочь Украине, поскольку страна борется за свой суверенитет, территориальную целостность и, самое главное, за свое существование. Я думаю, что грузины очень хорошо понимают, что это значит, потому что они много раз становились жертвой этого. Грузины прекрасно знают, через что проходит украинский народ, поэтому и был такой поток помощи и поддержки от грузинского народа. Также правительство Грузии поддерживало Украину на всех международных форумах. Мы не можем определять и просить разные страны, в том числе и Грузию, как помочь Украине. Наша просьба заключалась в том, чтобы они помогали Украине так, как считают нужным, поскольку эта страна борется за свое существование.
С самого начала войны США пытались сделать так, чтобы Украина могла договориться о прекращении войны и восстановлении мира. Без мира люди не могут нормально жить, быть экономически неуязвимым, устраиваться на работу и жить мирной и нормальной жизнью.
Я задам вам последний вопрос, и он будет о нашем регионе. Вы упомянули, что уже третий год посещаете регион Самцхе-Джавахети, и я хотела бы спросить, какие проблемы вы видите в нашем регионе и что, по-вашему, необходимо сделать для дальнейшего развития?
В первую очередь хочу сказать, что это прекрасный край и я думаю, что население хочет остаться здесь и развиваться на месте и создать здесь хорошие условия для жизни. Именно поэтому необходимо создавать рабочие места, чтобы населению больше не нужно было ездить на заработки в Тбилиси или другие страны.
Я встречалась с представителями бизнес-компаний, работающих в различных сферах, включая туризм, производство чая, сельское хозяйство и др. И у них очень хорошие идеи на этот счет.
Например, вчера мы присутствовали на церемонии окончания программы подготовки гидов. По-видимому, в этом районе проходит миграционный путь птиц. И наличие таких факторов, развитие пешего туризма и других направлений привлечет массу посетителей. У вас богатейшее разнообразие культур, и это источник, который будет интересен людям. Для этого также требуется знание разных языков. Соответственно это очень важно, и регион будет развиваться дальше.