Минимальная зарплата в Грузии – «за» и «против»

Минимальная зарплата в Грузии – «за» и «против»

В Грузии до сих пор ведутся споры о том, должна ли минимальная зарплата определяться законом или нет. По закону, который приняли в конце 90-х годов и с тех пор ни разу не меняли, ее размер составляет 20 лари [около $7]. Хотя понятно, что это, скорее, символическое число, потому что зарплата в 20 лари не может быть в принципе.

Представители левых партий считают, что закон должен отображать адекватный размер минимальной зарплаты. По их мнению, это будет на благо работникам и поспособствовует тому, чтобы их меньше притесняли работодатели.

Но экономисты к этой идее относятся скептически. По их мнению, искусственное вмешательство в определение размера оплаты будет контрпродуктивным и увеличит число безработных.

Аргументы сторонников и противников минимальной заработной платы

Минимальная заработная плата обычно бывает почасовой и во многих развитых странах превышает 10 долларов в час.

Даже если минимальная зарплата в Грузии установлена ​​на уровне 10 лари в час [около $3] (почти в три раза меньше), то с учетом 40-часовой рабочей недели получается 1 730 лари в месяц [около $625]. Многие работодатели, особенно в районах, физически не в состоянии выплатить эту сумму, и с этим согласны все, в том числе и сторонники установления минимальной зарплаты. Например, пекарня или магазин абсолютно точно не смогут столько заплатить своему работнику.



При желании сторонники закрепления «минималки» могут найти компромисс – обязать платить не ниже принятого минимума не всех работодателей, а только состоятельных. В Грузии есть крупные работодатели, компании и предприятия, годовая чистая прибыль которых исчисляется девятизначными числами. Даже значительное повышение зарплат сотрудникам не приведет к банкротству этих компаний.

Например, возьмем банковский сектор. В 2021 году банковский сектор завершил год с чистой прибылью в размере двух миллиардов лари [$723,5 млн], из которых два крупнейших банка распределили один миллиард 770 миллионов почти поровну. Если бы TBC Bank платил на 1000 лари [около $360] больше в месяц за каждого сотрудника, его чистая прибыль по-прежнему составляла бы 815 миллионов [около $295 млн], а у Bank of Georgia чистая прибыль составила бы 735 миллионов [около $266].

Минимальная зарплата в Грузии

Другой пример — заправочные станции. По данным исследования Агентства конкуренции Грузии, маржа прибыли импортированного из России в Грузию топлива составила 78 тетри [около 30 центов]. Даже если посчитать в среднем, то чистая прибыль импортеров нефти в этом году превысит 700 миллионов лари [около $250 млн]. Тем не менее одна из самых низких зарплат в Грузии — на заправках. 24-часовая смена раз в три дня, а еще лучше раз в четыре дня оценивается в 350-500 лари [около $126-180] в конце месяца.

Установление минимальной заработной платы не может решить проблем на рынке труда, говорит президент новой экономической школы Паата Шешелидзе. По его словам, это плохая идея даже для крупных компаний.

Как по данным социальных опросов, так и по официальной статистике, одной из главных проблем в стране остается безработица.
Безработица составила 19,4 процента в первом квартале 2022 года, 18,1 процента во втором.

Минимальная заработная плата в Грузии

Основная причина низкой оплаты труда в Грузии — отсутствие экономики, говорит Шешелидзе.

«Неофициальной минимальной зарплатой сегодня можно считать 300-350 лари [около $109-126]. В случае быстрого экономического роста ситуация изменится, и работодателю станет очень непросто найти даже низкоквалифицированных сотрудников, готовых работать менее чем за 1000 лари», — говорит Шешелидзе.

Он объясняет, что многие в Грузии отказываются от предложенной работы не из-за размера оплаты, а из-за того, что имеют незарегистрированноый доход.

«Например, кто-то сдает квартиру, торгует на рынке или работает «стоянщиком» (помогает водителям при парковке).

По словам Шешелидзе, проблему безработицы не решить за счет искусственного трудоустройства получателей социальных пособий. Зарплата регулируется рынком — когда какая-то компания нанимает персонал, она платит ему ту зарплату, которая востребована на рынке. Согласно грузинскому законодательству, предприятия могут свободно нанимать граждан иностранных государств.

Средняя зарплата в Грузии по состоянию на второй квартал 2022 года составляет 1 210 лари [около $438]. Наряду со средней Saxstat также опубликовал медианную заработную плату в октябре. Оказалось, что в 2021 году зарплата большинства сотрудников была на 315 лари меньше средней и составила 705 лари [около $255].

Иные аргументы приводит председатель объединенных профсоюзов Грузии Ираклий Петриашвили. Он считает принятие закона о минимальной заработной плате обязательным.

По его словам, адекватная минимальная зарплата уменьшит безработицу, а также пойдет на пользу бюджету.

По словам Петриашвили, из-за того, что минимальная заработная плата не определена, бюджет теряет большие деньги. Например, по его словам, 130 тысяч человек в стране получают меньше официального прожиточного минимума, что является фикцией.

«На самом деле это сделка между работодателем и работником. Сотрудник получает небольшую сумму начислением, а остальное на руки. Этот доход не облагается налогом, то есть бюджет несет убытки», — говорит Петриашвили. По его подсчетам, из-за того, что люди расписываются за одну зарплату, а получают другую, ежегодно бюджет теряет около 120-130 миллионов лари [около $43,5-47 млн].

От чего зависит размер зарплаты?

инимальная зарплат в Грузии
Государство определяет размер заработной платы только в бюджетной сфере. И сказать, насколько справедливо это определение, непросто.

Кому платить больше — школьному учителю или помощнику мэра? Водителю автобуса или машинисту метро? Что следует учитывать больше – сложность работы, уровень риска или стоимость выполненной работы? Спорить об этом можно бесконечно.

В целом большое количество сотрудников недовольны своей зарплатой, но можно ли решить их проблемы голосованием в зале парламента?

Если мы просто скажем, что размер заработной платы определяется спросом и предложением, что влияет на спрос и предложение?

Зарплата звезд футбола превышает 30-40 миллионов долларов в год, а это в 10 тысяч раз больше, чем у шахтера. Добыча угля — не менее прибыльное дело, чем футбол, но играть, как Месси или Роналду могут единицы, а работать в шахте, рискуя здоровьем и жизнью, многие.

Что нужнее человеку — полезные ископаемые или спортивное зрелище? Ответ на этот вопрос вроде бы ясен. Но ответ в данном случае не может повлиять на размер зарплаты. Хотя хлеб нужнее для существования человека, чем золото, пять граммов золота — это цена хлеба на целый год.

Другой пример — как и играть, как Месси, мало кто может решать задачи квантовой физики. Но их вознаграждение на самом деле не исчисляется десятками миллионов долларов. От научных исследований до выпуска потребительских товаров проходят годы, а иногда и десятилетия. Такое распределение между зарплатами может быть несправедливым, но это реальность.

По данным портала NUMBEO, после вычета налогов у граждан Швейцарии была самая высокая средняя номинальная месячная зарплата в 2020 году — 5 933 доллара, за ней следуют Сингапур (4 245 долларов) и Австралия (4 073 доллара). В Непале, Венесуэле, Пакистане и Нигерии средняя зарплата составляет менее 200 долларов. Грузия не была включена в исследование. По данным государственной службы статистики, в 2020 году средняя заработная плата на руки составляла 935 лари, что равнялось 290 долларам по обменному курсу того времени. Материал jam-news.net