«Конкретных шагов не объявили»: итоги встречи глав МИД Армении и Турции

«Конкретных шагов не объявили»: итоги встречи глав МИД Армении и Турции

Делегация во главе с министром иностранных дел Армении с утра 15 февраля находится в Анкаре. Арарат Мирзоян встречался со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу, состоялась встреча и в расширенном составе, министры иностранных дел Армении и Турции выступили также с заявлениями для прессы.

Мирзоян сообщил журналистам о том, что в ходе встречи удалось договориться «совместными усилиями отремонтировать мост Ани [историческое сооружение X-XI веков, часть моста находится в Армении, часть — в Турции], а также позаботиться о соответствующей инфраструктуре до полного открытия границы».

Однако заявлений об открытии армяно-турецкой границы и установлении дипломатических отношений не прозвучало. Армянский министр лишь подтвердил готовность к этому со стороны Еревана, а турецкий министр выразил уверенность, что помощь Армении после землетрясения, сотрудничество, «проявившееся в эти дни», будут способствовать процессу нормализации отношений. Причем Чавушоглу специально подчеркнул, что имеет в виду не только нормализацию армяно-турецких, но и армяно-азербайджанских отношений.

После разрушительного землетрясения 6 февраля число жертв в Турции и соседней Сирии превысило 35 тысяч человек. 11, 14 и 15 февраля Армения направила в Турцию гуманитарную помощь через сухопутную границу, конкретно через мост Маргара, который не эксплуатировался более 30 лет, то есть после того, как граница была закрыта. Кроме того, Армения направила в зону бедствия спасателей. Совместно с поисково-спасательной группой из США они обнаружили и вытащили из-под завалов троих пострадавших.

Все детали визита, известные на момент публикации, а также мнение тюрколога Андраника Испиряна о заявлениях Мирзояна и Чавушоглу.

«Исторический визит»

В составе делегации, вылетевшей Анкару, был и специальный представитель Армении в процессе нормализации армяно-турецких отношений вице-спикер парламента Рубен Рубинян. Армянскую делегацию встречал его турецкий коллега Сердар Кылыч.

https://www.youtube.com/embed/Af-Vwd4Dwh0?start=45&feature=oembedВстреча в аэропорту

Согласно официальному сообщению из Еревана, цель визита — «продемонстрировать поддержку Турции, которая понесла большой урон в результате разрушительного землетрясения 6 февраля».

«Это исторический визит, состоявшийся в результате решения Армении поддержать соседа, нуждающегося в помощи. Мы надеемся, что это хороший знак для будущего развития турецко-армянских отношений», — написал спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе Тойво Клаар в своем микроблоге в Twitter.

В рамках визита Мирзоян посетил также один из наиболее пострадавших от стихии районов, Адыяман, и встретился с армянскими спасателями, которые с 7 февраля проводят здесь поисково-спасательные работы.

Это второй визит Арарата Мирзояна в Турцию. В марте прошлого года состоялся первый визит министра иностранных дел Армении в соседнюю страну для участия в дипломатическом форуме в Анталии. Тогда также состоялась двусторонняя встреча Мирзояна и Чавушоглу. Уже известно, что армянский министр приглашен на форум в этом году. Арарат Мирзоян уже сообщил: «По всей вероятности, буду участвовать в этом форуме, где, предположительно, состоится также встреча [с коллегой] и обсуждение».

Мирзоян: «Нам не чуждо горе, которое постигло тысячи семей в Турции» 

С таким заявлением выступил глава МИД Армении после встречи с турецким коллегой в Анкаре. По его словам, Спитакское землетрясение, которое пережила Армения в 1988 году, является одной из самых горьких страниц в истории армянского народа.

Арарат Мирзоян сказал, что подобные стихийные бедствия и их масштабы «выходят за пределы государства, становясь общечеловеческой трагедией», поэтому мир должен действовать «единым фронтом» для их преодоления:

«Я убежден, что международное сообщество не должно оставаться равнодушным к любому гуманитарному кризису, происходящему в любой точке планеты. Именно по этому принципу правительство Армении сразу же после разрушительного землетрясения приняло решение направить в Турцию спасателей и гуманитарную помощь».

Мирзоян назвал символичным то, что 11 февраля армяно-турецкая граница, которая была закрыта целых 30 лет, открылась для армянских грузовых машин, направляющихся с гуманитарной помощью в турецкий город Адыяман.

«То же самое произошло и вчера вечером, и через несколько часов следующая партия гуманитарной помощи уже прибудет в Адыяман. Я благодарю господина Чавушоглу за слова признательности нашим спасателям и армянскому присутствию и поддержке в целом», — сказал он.

Чавушоглу«Процесс нормализации отношений на Южном Кавказе продолжается»

Министр иностранных дел Турции выразил уверенность, что сотрудничество, которое начинается в эти дни, будет способствовать процессу нормализации отношений в регионе.

Причем Чавушоглу говорил не об армяно-турецких отношениях, а о «процессе нормализации отношений между Турцией, Азербайджаном и Арменией»:

«Я особо хочу отметить, если эти три страны предпримут искренние шаги, мы сможем установить долгосрочный мир и спокойствие на Южном Кавказе, а долгосрочная стабильность Южного Кавказа чрезвычайно важна и с точки зрения экономического развития этого региона. Средний коридор Восток-Запад, особенно после пандемии и войны в Украине, приобрел чрезвычайно важное значение. По этой причине мы как страны, находящиеся на этом пути, можем обеспечить важный вклад не только в стабильность и развитие нашего региона, но и в шаги, направленные на повышение сотрудничества между Азией и Европой».

Турецкий министр сообщил, что во время встречи с Мирзояном обсуждался и мирный договор между Арменией и Азербайджаном.

Чавушоглу говорил также о реконструкции «моста Шелкового пути», моста Ани, который находится на армяно-турецкой границе,:

«Наша подготовка к будущему продолжается, есть анализы, выводы, исследования с обеих сторон в отношении мостов на пограничных переходах и есть шаги, которые мы можем предпринять в отношении дорог, ведущих к границе. Сегодня мы достигли договоренности ускорить эти шаги».

Он также вспомнил о землетрясениях, произошедших в Армении в 1988 году и в Турции в 1999-м, и подчеркнул, что соседние страны помогали друг другу и тогда, и сегодня:

«В эти трудные дни [Армения] вновь протянула нам свою руку помощи и проявила солидарность и сотрудничество».

О более конкретном итоге встречи министров объявил спецпредставитель Турции в процессе нормализации армяно-турецких отношений Сердар Кылыч. Речь идет об открытии границы для граждан третьих стран.

«Достигнута договоренность о придании нового импульса работе по этому вопросу. Два министра пришли к этому соглашению, и мы сделаем все возможное, чтобы в кратчайшие сроки начать  эксплуатацию моста Маргара», — сообщил он.

Комментарий

В своих заявлениях министры иностранных дел Армении и Турции не говорили о конкретных шагах нормализации отношений, говорит тюрколог Андраник Испирян.

«Разговор шел только о том, чтобы привести в порядок инфраструктуру, ведущую к границе. А мы ждем нормализации отношений, что подразумевает открытие границ и установление дипломатических отношений», — сказал он JAMnews.

Испирян предупредил, что упоминание о реконструкции моста Ани создало у многих впечатление, что речь идет о дороге, соединяющей Армению и Турцию. На самом деле речь идет о реконструкции исторического сооружения, которое не имеет никакого отношения к открытию сухопутной границы.

Тюрколог подчеркивает, что реконструкция исторического моста Ани — лишь символический шаг, причем проект разработан еще с 2009-2010 годов. Он считает разговоры о мосте и Шелковом пути «историческим очерком, отступлением от политических вопросов».

По словам тюрколога, Мирзоян и Чавушоглу в основном говорили о землетрясении, но в выступлении главы МИД Турции «явно прослеживался азербайджанский фактор». Во всех официальных сообщениях о текущем процессе нормализации армяно-турецких отношений подчеркивается, что он идет без предварительных условий.

«Между тем, Чавушоглу в своем выступлении не говорил, что процесс нормализации идет без предусловий. Более того, в характерной для турецкой дипломатии манере он косвенно подчеркнул существующее предусловие в виде фразы «урегулирование армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений»», — заявил Испирян.

Он считает, что Турция ждет заключения возможного мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, «избегая до этого конкретных шагов»:

«Как бы армянская сторона ни старалась не замечать этого, она вынуждена заметить предварительное условие. Я думаю, наши власти уже видят, поняли, что оно есть. И этим предусловием является урегулирование отношений с Азербайджаном».

Турция официально признала Республику Армения 24 декабря 1991 года. Однако дипломатические отношения между двумя странами не установлены. Сухопутная граница между странами закрыта с 1993 года.

Разговоры об армяно-турецком урегулировании активизировались после второй карабахской войны. Специальные представители переговорного процесса Рубен Рубинян и Сердар Кылыч встречались уже четырежды, но особых подвижек пока не наблюдается. Восстановлены лишь прямые рейсы, которые действовали и до войны 2020 года. 1 июля 2022 года спецпредставители договорились о скорейшем открытии сухопутной границы Армения-Турция для граждан третьих стран, а также о начале прямых грузовых авиаперевозок. В январе 2023 года было объявлено, что Турция сняла запрет на авиаперевозки грузов. Но граница так и не открылась даже для граждан третьих стран.