фото из архива
Видеоистории о том, как живут люди в непризнанной НКР в условиях блокады, с тех пор, как 12 декабря на единственной дороге, соединяющей регион с Арменией и внешним миром, началась акция азербайджанцев. Они объявляют себя экологическими активистами и требуют права на мониторинг местных рудников, а также встречи с командующим дислоцированного тут после карабахской войны 2020 года российского миротворческого контингента.
Карабахские армяне пытаются донести до мира, что уже третий месяц 120 тысяч человек живут в блокаде, 30 тысяч из них – дети. «Жители Нагорного Карабаха фактически оказались в статусе пленных», — заявил в связи с этой ситуацией МИД Армении.
В двух видео местные жители рассказывают свои истории. О политическом контексте ситуации – ниже.
Обычная семья в новой реальности
Журналисты местного Общественного телевидения сняли для JAMnews репортаж о жизни обычной семьи, живущей в столице непризнанной НКР.
Он рассказывает о семье Арев Исраелян. С ней живут сын, невестка и двое внуков, ожидается пополнение – скоро родится третий.
С середины января какие-то продукты в НК продаются по талонам: сахар, рис, макароны, растительное масло. Но не все их могут купить, так как из-за блокады некоторые организации и предприятия закрылись, люди потеряли работу и не получают зарплату. В такой ситуации оказались более пяти тысяч человек, и для них запустили программы государственного содействия.
Семья Арев среди тех, кому повезло, — ни она, ни ее сын не потеряли работу. Сын работает в автомастерской. Газ и электричество в дни блокады постоянно отключаются, и она беспокоится только, чтобы он не простудился.
В доме Арев тепло, сын снова установил в доме дровяную печку, которую использовали во время войны. И соседи, у которых нет печки, приходят к ним погреться.
Вся история – в видеорепортаже.
«Мы у нас есть» — жизнь в виртуальной реальности
«Мы у нас есть» — так называется группа в Facebook, которую местные жители создали во время блокады. Она существует всего два месяца, но известна гораздо больше любых других сообществ. Когда магазины и аптеки почти опустели, и людям стало сложно решать обычные бытовые вопросы, на помощь всем пришла эта группа.
Ее участники обмениваются информацией и передают друг другу продукты. Элина Баласанян – одна из участниц группы. Рассказывает, как помогают ей, как она сама пытается быть полезной другим.
Элина говорит, что в последнее время ситуация становится все сложнее, люди ищут выход и число участников группы продолжает увеличиваться.
Как люди помогают друг другу пережить блокаду, найти нужные товары и обменяться с теми, кому они нужнее, – в видеорепортаже о группе «Мы у нас есть».
Политический контекст ситуации
С начала блокады сообщалось о нехватке продовольствия, лекарств, предметов первой необходимости, топлива. Если раньше сюда ежедневно из Армении поступали по 400 тонн продуктов питания и медикаментов, то теперь поступает намного меньший объем гуманитарной помощи.
Она ввозится при посредничестве и на машинах Международного комитета Красного Креста и дислоцированных здесь российских миротворцев.
Власти Азербайджана заявляют, что блокады нет, власти не имеют никакого отношения к действиям участников акции, и Лачинская дорога находится под контролем не азербайджанских, а российских миротворческих сил.
«На дороге Лачин-Ханкенди нет никакой блокады. С 12 декабря 2022 года обеспечен проезд по этой дороге около 980 транспортных средств, из которых более 850 принадлежали российским миротворцам, а свыше 120 – Международному Комитету Красного Креста […]. Обеспечена транспортировка в Армению проживающих в Карабахе около 90 больных и лиц, нуждающихся в медицинской помощи», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
«Утверждения азербайджанской стороны о том, что Лачинский коридор на самом деле открыт, совершенно беспочвенны, — заявил в ответ МИД Армении. – Только ограниченное число больных в случае опасной для жизни ситуации разрешается перевозить в Армению и только на машинах Красного Креста. На глазах у всего мира Азербайджан принуждает население Нагорного Карабаха к насильственной депортации, продолжая свою политику этнических чисток».
Сами местные жители рассказывают, что гуманитарный кризис обостряется. Армянские правозащитники и медики утверждают, что в результате блокирования Лачинского коридора нарушено право жителей НК на получение медицинской помощи.
Хотя пациентов в критическом состоянии, которые нуждаются в специализированном лечении, перевозят в Армению при посредничестве Красного Креста, все это время в непризнанной НКР не проводятся плановые операции. Один из пациентов местной клиники скончался в первую неделю, его не удалось вовремя перевезти в Армению.
Правительство Армении с первых же дней блокирования коридора заявляет об ответственности властей Азербайджана и миротворческого контингента. В Ереване заявляют, что обязательство обеспечивать беспрепятственное передвижение по Лачинской дороге возложено на них по трехстороннему заявлению, подписанному лидерами Армении, России и Азербайджана.
Премьер-министр Никол Пашинян также не раз открыто обвинял российских миротворцев в бездействии и заявлял, что Россия не выполняет свои обязательства.
Реакция международного сообщества
Различные международные организации, в числе которых Human Rights Watch, Freedom House, Amnesty International, призывают к разблокированию Лачинского коридора.
«Немедленно открыть Лачинский коридор и впредь воздерживаться от блокирования транспортных, энергетических связей и сообщения между Арменией и Нагорным Карабахом» — это требования адресовал Баку Европарламент в резолюции о гуманитарных последствиях блокады НК.
22 февраля Международный суд ООН удовлетворил ходатайство Армении о применении обеспечительных мер и обязал Азербайджан обеспечить беспрепятственное передвижение по Лачинскому коридору:
«Азербайджанская Республика […] должна принять все имеющиеся в ее распоряжении меры для обеспечения беспрепятственного передвижения лиц, транспортных средств и грузов по Лачинскому коридору в обоих направлениях».
Однако Международный суд ООН отклонил утверждение Армении, что власти Азербайджана организовали и руководят акцией. Также в решении суда нет требования прекратить акцию протеста.
На этот момент не произошло никаких видимых изменений. Дорога остается закрытой.
Материал jam.news.