Решит ли новый закон проблему бездомных собак в Грузии?

Решит ли новый закон проблему бездомных собак в Грузии?

Парламент Грузии работает над новым законопроектом, который должен решить проблему с бездомными собаками. Что написано в документе и что говорят эксперты.

______________________

Дато Урушадзе — курьер из Тбилиси. Когда он работает по ночам с заказами из различных кафе или ресторанов, его преследуют уличные собаки.

«Ночью они ходят стаями. Курьеры знают улицы, по которым опасно ходить. Они будут лаять на вас. А если на голове еще и шлем надет, то и подавно. Они будут преследовать вас. Хорошо, если не сорвут сумку с едой».

Дато рассказывает, что больше всего курьеры боятся собак, живущих на столичной улице Агладзе.

«Каждый курьер знает, что ему там ночью лучше не появляться».

На стадионе, в районе которого работает Дато, тоже много собак.

«Некоторые заказчики нас уже знают. Мы к этому привыкли и знаем, как к ним пробраться. И стараемся другим помочь. Недавно женщина убежала от стаи собак. В основном я работаю в центре города. В пригородах, наверное, больше проблем. Я представляю, что происходит в районе Дигоми [спальный район Тбилиси]».

***

24 апреля 2023 года в Мартвили [поселок близ Тбилиси] жившая на улице собака укусила 22 человека. Через несколько дней собака заболела — у животного обнаружили бешенство.

Месяцем раньше был аналогичный случай в Амбролаури [регион Рача-Лечхуми] – там также собаке поставили диагноз бешенство.

***

У Тамуны Квиникадзе есть загородный дом недалеко от Тбилиси — в Мухатцкаро. Она говорит, что летом за ворота страшно выйти:

«Собаки бегают по улицам стаями. Они особенно агрессивны — фактически дикие. На нашей улице в основном загородные дома, люди приезжают только летом, поэтому эти собаки не привыкли жить с людьми». Эта проблема очень остро стоит на окраинах Тбилиси. Причина в том, что владельцы, решившие оставить собаку на улице, обычно вывозят ее за город и оставляют там, в незнакомом месте, вдали от дома. Так что в окрестностях Тбилиси много брошенных собак, которых никто не регистрирует, о которых никто не заботится и они бесконтрольно размножаются.

Фото: Тамта Начкибия/JAMnews. Бездомные собаки в Грузии
Фото: Тамта Начкибия/JAMnews

Никто точно не знает, сколько собак живут на улицах Грузии. Последний раз их пересчитывали в 2015 году. Однако то, что количество собак, живущих на улицах как в Тбилиси, так и в регионах, увеличивается, понятно и без статистики.

На самом деле в Тбилиси нет ни одной улицы, двора или квартала, где бы не жила хотя бы одна брошенная собака. У входов в кафе и рестораны, как правило, также часто можно встретить собак, которые постоянно питаются пищевыми отходами в одних и тех же местах.

Туристы и иностранные гости, прибывающие в Грузию, часто отмечают на форумах, что нигде больше не видели такого количества бездомных собак.

Есть несколько причин. Однако, как говорят специалисты, главная в том, что государство годами не может выстроить нормальную систему стерилизации и кастрации животных, оставленных на улице. Следовательно, одно животное, найденное на улице, становится родителем нескольких щенков.

Только в 2022 году в Тбилиси были стерилизованы и кастрированы до 10 тысяч животных, сообщил JAMnews директор агентства по мониторингу животных мэрии Тбилиси Гиорги Кобиашвили.
Самцов кастрируют, самок стерилизуют. Стерилизация – более сложная процедура. Здесь, в отличие от кастрации, приходится разрезать брюшную полость. Потом операции животному требуется несколько дней реабилитации под присмотром специалистов. В Тбилиси мало центров, где животному помогут с этим, а в регионах и того меньше. И это существенно тормозит процесс стерилизации в целом.

После стерилизации животное несколько дней должно находиться под наблюдением, и часто, чтобы избежать послеоперационных осложнений, необходимо несколько дней принимать антибиотики, говорит ветеринар Давид Нанобашвили.

«Мы также заранее берем анализы у собак, у которых есть хозяева. По результатам анализов планируется операция и принимаются решения о лекарствах. В случае с бездомными животными анализы не делаются. Мы даже не знаем, заражено ли оно хроническим заболеванием или нет», — говорит Давид Нанобашвили.

После операции собаки остаются в муниципальном приюте, а затем возвращаются туда же, откуда были взяты.

Ситуация в Тбилиси относительно простая, а в некоторых регионах вообще нет ветеринарных клиник. Например, в регионах Рача-Лечхуми и Квемо Сванети.

Если у собаки, живущей на улице, есть куратор, который о ней заботится, то ей повезло больше — он поможет во время послеоперационного периода.

Куратор – это волонтер, который зарегистрировал уличную собаку. Он или забирает ее домой, или кормит ее, вакцинирует и ревакцинирует, занимается стерилизацией-кастрацией, а в случае болезни животного сообщает об этом муниципальным властям.

«Любой гражданин может зарегистрировать уличное животное, позвонить нам, отвезти собаку или кошку на стерилизацию и вакцинацию. Когда мы возвращаем его, в нашей базе данных уже есть номер помета животного, а также имя куратора. Волонтеры очень помогают агентству по наблюдению за животными, например, если собака кого-то укусила, мы сообщаем куратору или он сообщает нам», — говорит Гиорги Кобиашвили.

У хозяйки Любы Рехвиашвили сейчас десять собак и три кошки. Кроме того, она заботится о животных, которые бродят рядом с её домом.

Люба уже много лет присматривает за бездомными собаками. Она говорит, что роль такого куратора очень важна для гуманного решения проблемы бездомных животных, поэтому этот «институт» нужно укреплять. И работа волонтера здесь очень важна.

Люба неоднократно меняла место жительства, так как из-за животных постоянно сталкивается с обидами и агрессией со стороны соседей.

«Везде, куда бы я не переехала, меня встречают новые собаки. Я сама стерилизовала большинство из них, чтобы они не размножались. Помощь мэрии мне понадобилась только в случае с бездомными собаками. Я их кормлю. Людям это не нравится, иногда они ведут себя агрессивно. По их мнению, собак развелось так много, потому что я приманиваю их своей заботой. На самом деле это из-за того, что они сами ничего не делают и никак не решают эту проблему», — говорит Люба.

Наиболее важным является вовлечение граждан в решение проблемы, считает Давид Нанобашвили.

«Возле моего дома живут восемь бездомных собак. Жители своими силами смогли их вакцинировать. Если другие тоже возьмут на себя ответственность и привьют животных, будет хорошо. Если весь дом соберет по пять-десять лари [около $2-4] и стерилизует одно животное, то оно не будет представлять опасности для жильцов, не будет размножаться. И мы не получим плюс 10-15 собак за два года. И вы не можете просто обратиться к государству. Поверьте, у государства нет финансовых ресурсов, чтобы брать все на себя».

Кастрация или стерилизация бездомных животных проводится бесплатно при обращении владельца в агентство по надзору за животными. Для животных, у которых есть хозяева, кастрация стоит 60 лари [около $24], стерилизация — 80 лари [около $30].

Сейчас агентство по надзору за животными при тбилисской мэрии начало кампанию: владелец приводит животное в муниципальный приют и платит только регистрационный взнос в 19 лари [около $7], а операция по стерилизации или кастрации будет проведена бесплатно, говорит Гиорги Кобиашвили.

Помимо агентства по надзору за животными, жители Тбилиси могут обратиться в организацию Mayhew Georgia. Там бесплатно проводят стерилизацию-кастрацию, а также делают прививки от бешенства и инфекционных заболеваний бездомным животным.

Собаки, живущие на улице, о которых некому позаботиться, и представляют собой потенциальную опасность, и страдают сами. Ночью они сбиваются в стаи в поисках пищи. А если заболевают, то о них некому позаботиться.

Для решения проблем, связанных с уличными животными и/или связанных с ними, необходим комплексный подход.

Люба Рехвиашвили рассказывает, что, помимо процедуры стерилизации/кастрации, собак необходимо регистрировать.

«Я бы начала с регистрации домашних животных», — говорит Люба и объясняет причину:

«Часто на улице встречаются щенки, которых рожают хозяйские собаки. Хозяева малышей выбрасывают. Вот откуда берутся эти собаки, не с неба же они падают. Их оставляют на рынках, в других людных местах. Потом они вырастают и тоже размножаются».

А когда владелец животного зарегистрирован, то и за воспроизводством животного есть контроль, считает Люба. По ее словам, если на владельцев налагать солидный штраф, то это предотвратит появление такого количества животных.

Мэрия Тбилиси сейчас работает над новым планом и способами решения этой проблемы, говорит Гиорги Кобиашвили. Планируется, что все животные, оставленные на улицах столицы, должны быть зарегистрированы к августу.

Новое законодательство

Кроме того, готовится и проект закона «О домашних животных», над которым сейчас совместно с зоозащитниками работает комитет парламента по охране окружающей среды.

В случае одобрения это будет первый закон, направленный на решение такой проблемы.

До сих пор правила содержания домашних животных (собак и кошек) и контроля за их популяцией утверждались индивидуально для всех муниципальных образований и включали только общие положения.

Согласно рабочей версии законопроекта «О домашних животных», будет создана единая регистрационная база, и ответственность владельцев животных в связи с этим повысится:

  • Например, в течение одного месяца с рождения домашнего животного или начала фактического владения животное должно пройти идентификацию и регистрацию. Также предусмотрена ежегодная контрольная регистрация.
  • Также владелец животного будет обязан незамедлительно уведомить ветеринарное учреждение и уполномоченный орган о заболевании животного или о том, что животное кого-то укусило, и возместить пострадавшему ущерб.

Регистрация предполагает микрочипирование – в холку животного помещается чип размером с рисовое зернышко, на котором есть данные как собаки или кошки, так и владельца – адрес и номер телефона. Микрочипирование по-прежнему является обязательным в Тбилиси и Батуми, по закону это правило будет применяться по всей Грузии.

Целью единой базы является профилактика бешенства и других заболеваний, а также предотвращение случаев, когда хозяева бросают собак. С чипом их легче найти, если они убежали, и вернуть владельцам.

В работе над законопроектом участвует Натия Чиковани, основатель и руководитель организации Animal Project. Она объясняет, что микрочипирование облегчит контроль за размножением.

«Решение еще не принято, но вполне вероятно, что разведение животных в домашних условиях будет вообще запрещено. Случаев, когда хозяева ищут через Facebook партнера для своей собаки, больше не будет. У животного появится специальный документ от ветеринара о том, что оно здорово. Там будут указаны генетические и/или хронические заболевания. Также человек должен будет получить разрешение от кинологического клуба или учреждения, ответственного за разведение той или иной породы, на то, что то или иное животное или поголовье имеет возможность разведения», — говорит Натия Чиковани.

Согласно рабочей версии законопроекта, стерилизация-кастрация животных, не подлежащих размножению, будет обязательной.

В документе об этом пока ничего не сказано, но Натия Чиковани сообщает, что разведение некоторых пород собак – хаски, лаек и маламутов – может быть запрещено на 15 лет. Им нужны особые условия – низкая температура и большие физические нагрузки. Климат Грузии не подходит, и хозяевам трудно за ними ухаживать, поэтому эти собаки в итоге попадают на улицу — теряются или их выбрасывают.

Разведение питбулей может быть вообще запрещено, как это сделано во многих западных странах, говорит Натия Чиковани. Кроме того, на улицах городов Грузии уже много бездомных питбулей, что создает дополнительные проблемы.

«Это не означает, что мы должны убивать питбулей или забирать их у владельцев — просто каждого надо стерилизовать», — говорит Натия Чиковани.

Особую реакцию в обществе вызвал пункт в законопроекте о том, что «выгул собак будет разрешен только с соблюдением норм безопасности — с использованием намордника и качественного крепкого поводка. Нынешний штраф за это нарушение в размере 20 лари [около $8] увеличивается до 150 лари [около $60].

Согласно рабочей версии документа, намордник не нужен декоративным собакам, таким как чихуахуа или йоркширские терьеры, а также тем крупным собакам, которые по характеристикам породы не обладают чрезмерной агрессией, таким, например, как лабрадоры.

Есть породы собак с повышенной агрессивностью — ротвейлер, кане корсо, доберман, немецкая овчарка, кавказская овчарка, бульдог, стаффордширский бультерьер.

Если владелец крупной собаки выводит ее на коротком поводке, то он сможет гулять с ней без намордника. Намордник понадобится только при выгуле на длинном поводке.

И короткий поводок, и намордник потребуются при передвижении с собакой по городу и за городом на общественном транспорте, если только животное не помещается в специальную переноску.

Владелец будет обязан иметь при себе ветеринарный паспорт животного во время прогулки.

Пока в документе ничего не говорится о том, где собаку можно отпустить, так как многим породам собак необходимо свободное движение, говорит Натия Чиковани.

«Если сразу за появлением этого закона не последует создание в каждом сквере оборудованных по международным стандартам специальных мест, где можно собаку отпустить с поводка, этот закон не будет работать. Многие собаки не смогут нормально существовать, если они не будут тратить энергию, свободно бегая», — говорит Чиковани.

По ее мнению, если это не будет сделано, закон не выдержит давления общества и не будет работать:

«У многих есть собаки. Хозяева будут возражать против правила выводить питомцев только на поводке и в наморднике. Возможно, законодатели даже не знают, у скольких людей есть животные».

Согласно законопроекту, планируется запретить заходить с животными в супермаркеты, аптеки, больницы, на детские и спортивные площадки, а также в те объекты общественного питания, общественные учреждения и территории, где есть соответствующий запрещающий знак.

Муниципалитет сможет дополнительно определить, куда человек может быть допущен с собакой, а куда нет.

В законопроекте есть примечание о запрете издевательств над собаками и кошками.

Также может взиматься плата за содержание собаки. Наличие одного животного — 20 лари [около $8] в год. Наличие второго животного — 200 лари [около $80]. Это не относится к собакам, взятым с улицы и из приютов. Речь идет только о породистых питомцах. Пока, правда, эта идея только обсуждается, и в законопроекте об этом не говорится.

Натия Чиковани говорит, что поддерживает повышение цен на породистых животных, если кто-то захочет их купить. Но она не согласна с ежегодной платой, потому что эта мера, скорее всего, увеличит количество животных в приютах.

В целом, по словам Чиковани, законопроект охватывает все вопросы, связанные с животными, которые могут изменить ситуацию к лучшему. В документе есть несколько пунктов, с которыми она не согласна. Но на этот момент она говорит о них как о второстепенных проблемах.

Сейчас этим документом, в случае его надлежащей реализации, основные проблемы бездомных животных в Грузии решатся за пять лет, считает Натия Чиковани:

  • «Будут пересчитаны все уличные животные по всей Грузии.
  • 70 процентов этих животных будут кастрированы/стерилизованы как можно быстрее.
  • Сократится бесконтрольное разведение и захоронение животных.
  • Государство начнет активную социальную кампанию, включая определенные субсидии для поощрения взятия животных с улицы, и через пять лет количество бездомных животных значительно сократится».


По ее словам, реализация только одной составляющей общей проблемы не даст результатов.

Работа над законопроектом продолжается. Комитет по охране окружающей среды планирует зарегистрировать его в парламенте в июне 2023 года. jam-news.net