Арменофобия. Призрак прошлого или реальная проблема сегодняшнего дня?

Арменофобия. Призрак прошлого или реальная проблема сегодняшнего дня?

«В доминирующем грузинском национальном нарративе постсоветского периода армяне Джавахети считаются маргинальной группой. Мотивы местного населения в основном представлены в призме сепаратизма и этнической мобилизации, и считается, что эта группа выступает против и отделяется от грузинского национального проекта в его этнической или гражданской форме.» (Тивадзе, Эпадзе, 2023г.)

Армянская диаспора в Грузии имеет долгую историю, однако в течение последних десятилетий армянское население, проживающее в регионе Джавахети, сталкивается с проблемой арменофобии. Арменофобия, как форма национальной нетерпимости и предубеждения, выражается во враждебных отношениях и дискриминации по отношению к армянской общине в Грузии.

У грузин и армян есть длительный опыт сожительства. Армяне проживают в регионах Аджарии, Квемо-Картли, Абхазии, Самцхе-Джавахети. Следует отметить, что большинство из них проживает в Ниноцминдской и Ахалкалкской муниципалитетах. По сравнению с Тбилисскими армянами, у Джавахетских было меньше интеракции с грузинами, что и вызвало их отчуждение и отдаление от столицы.

Зарождение недоверия между грузинами и армянами автор: Mzisa Khmaladze

Армяне Джавахети – сепаратисты?

Одной из основных причин арменофобии в Грузии является сложная история конфликтов между Арменией и Грузией. Эти события оказали негативное влияние на взаимоотношения между двумя этносами, вызывая подозрения и стереотипы.

Армяне сепаратисты – это главный стереотип в отношение Джавахетских армян. После войны в Абхазии страх потери территорий усиливает это мнение.

После заявления первым президентом Грузии, Звиадом Гамсахурдиа, «Грузия для грузин», в меньшинства вселяется страх. По всей стране представители этнических меньшинств создают свои националистические группировки. В Самцхе-Джавахети была создана организация «Джавахк», целью которого было защита прав армян в регионе, однако в то же время было высказано их желание об автономии.

После Гамсахурдиа, во время власти Эдуарда Шеварднадзе, ситуация частично меняется, но в Джавахети возникает клановая система. Многие жители лишаются средств к существованию и возможности найти работу, что заставляет их уезжать на сезонные работы в Россию, известные как «Хопан».

Такое положение дел лишь усиливает впечатление о сепаратизме, так как Россия уже воспринимается, как враг. В Тбилиси формируется мнение, что население Джавахети сближается с Россией, из-за чего правительство не видит социально-экономических нужд местного населения.

Стеретоипная карта Грузии, которая часто распротраняется в соцсетях. Здесь армяне Джавахети представлены, как сепаратисты

Позитивным изменением во времена правления Шеварднадзе было то, что этническим меньшинствам было предоставлено право наличия переводчика во время суда, а также возможность стать гражданином Грузии без знания языка и истории.

После «революции Роз» процессы опять меняются. В Джавахети начинает развиваться инфраструктура, про регион уже говорят в центральных СМИ, проводятся образовательные реформы (Программа обучения грузинскому языку, созданная правительством Грузии в 2010 году с целью повышения качества интеграции этнических меньшинств, что дает представителям меньшинств возможность поступать в высшие учебные заведения Грузии в упрощенном порядке). Но социально-экономические проблемы в Джавахети остаются, так как клановая система остаётся, меняются только люди.

В то же время начинает появляться мнение о хороших и плохих армян. Гражданские активисты Джавахети, которые громко высказывают своё мнение, говорят о проблемах жителей в регионе, всё ещё считаются сепаратистами. Этническим меньшинствам не дают возможности создавать организации, политические партии и основать медиа.

После смены власти часть этих проблем решается, но их совмещают другие. По словам исследователей, власти требуют знания грузинского языка, но не создают для этого достаточно возможностей. «У нас есть проблемы в системе образования. В частности, из-за многих неквалифицированных педагогов в школах ученики не учат грузинский язык так, как следует. После окончания школы у них есть возможность обучиться грузинскому в университете по программе 1+4, но эта программа бесплатна только для 100 армянских студентов и 100 азербайджанских. Почему изучение государственного языка должно быть платным?», — говорит Кетеван Эпадзе, исследователь.

Подробнее о проведённых исследованиях и их результатах рассказали авторы, Кетеван Эпадзе, Алис Бакрадзе и местный гражданский активист Тигран Тарзян.

Radio NOR · Armenafobia

Что делается в Грузии для интеграции этнических меньшинств сегодня?

Для изучения грузинского языка создаётся множество программ. Уже 10 лет, как существует программа 1+4 для этнических меньшинств, которая подразумевает подготовительный курс, где этнические меньшинства изучает государственный язык, сдавая всего лишь один экзамен. Также есть специальные школы (нап., школа имени З. Жвания), где обучают грузинскому языку бесплатно. В детских садах вводят программы билингвального обучения, чтобы с ранних лет ребёнок мог научиться разговаривать на государственном языке.

Различные неправительственные организации и фонды проводят молодежные образовательные программы, которые содействуют взаимопониманию и диалогу между различными этническими группами. Эти программы включают в себя семинары, тренинги и культурный обмен, чтобы молодежь могла сотрудничать и учиться друг у друга.

Однако спустя годы в процессе интеграции в грузинское общество, население Джавахети всё ещё сталкивается с арменофобией лицом к лицу:

  • Главу «Армянской общины Грузии» избивают перед шествием в связи 108-летием Геноцида армян;
  • Член одной из оппозиционных партий в прямом эфире нецензурно выражается по отношении к армянам, живущим в Грузии, а правительственные СМИ распространяют это;
  • Дискриминация в сторону Джавахетских студентов из-за незнания грузинского языка в общественных местах, в соцсетях;
  • Распространение правительственными СМИ фейковой информации для манипуляции общества.

После переселения в Джавахети аджарских эко-мигрантов, начинает возникать страх разжигания нового конфликта. Однако местное население встречает их дружелюбно и больше 20-ти лет они живут в дружбе, не считая споров о землях сельскохозяйственного назначения. Как разъясняют жители, эти споры не носят этнический характер.

Леван Ванадзе уже более 30 лет живет в селе Спасовка Ниноцминдского муниципалитета. Он и его семья переехали из муниципалитета Хуло Аджарского региона в Ниноцминда из-за масиивной эрозии почвы, что представляла опасность для местных жителей.

Когда семья переехала в Ниноцминда, им было трудно общаться с местными людьми. У них не было общего языка для общения. Большая часть грузин не знала русского языка, но нашлись армяне, знавшие грузинский язык ( в те времена в Джавахети это было редкостью). Общение началось. Две этнические группы, проживающие в небольшом поселении, постепенно выучили языки друг друга. Сейчас они вместе отмечают разные праздники и являются близкими друзьями.

Как говорят сами жители, нужно общаться друг с другом, знакомиться, и тогда не будет никаких стереотипов и враждебных отноешний. Стереотипы формируются лишь тогда, когда люди не имеют прямого контакта друг с другом.