фото из архива
У жителей Армении складывается впечатление, что количество смешанных браков в последнее время увеличилось. Возможно, это связано с притоком большого количества россиян с весны 2022 года, после начала войны в Украине. Однако статистических данных, подтверждающих это предположение, нет.
Статистический комитет пока не предоставляет данные за 2022 год. В 2021 году в Армении зарегистрированы 17 165 браков, из них смешанных – всего 135. В 2020 году зарегистрированы 12 179 браков, и только 97 из них – с иностранцами.
Эти цифры были даже чуть выше в предыдущие два года. В 2019 году были зарегистрированы 520 браков с иностранцами (из 15 561), а в 2018 году – 495 (из 14 822).
Интересно, что в статистических данных всех лет преобладали браки, заключенные между армянками и мужчинами-иностранцами.
В 2021 году они составляли 56 процентов смешанных браков, в 2020 году – 63 процента, в 2019 году – 55 процентов, в 2018 году – 52 процента.
О причинах женщины рассказывают психологам
«Молодые девушки и незамужние женщины часто говорят, что сегодня в Армении сложно найти подходящего мужчину для замужества. Мужчины, кстати, тоже жалуются, что им сложно найти подходящую половинку. И это мнение не одного или двух человек, это распространенная точка зрения. И люди думают, что если они не могут найти подходящего человека в Армении, то можно найти его за рубежом», — говорит психолог Мирдат Мадатян и подчеркивает, что создать крепкую семью с иностранцем – более сложный процесс, который дается не каждому:
«В случае смешанных браков противоречий и различий в паре гораздо больше. Они обусловлены языковыми, религиозными особенностями, традициями. Когда человек идет на этот шаг, он должен быть готов столкнуться с этими трудностями. И со временем ему следует сформировать свои семейные традиции – языковые, религиозные, которые будут приемлемы для обоих».
Психолог подчеркивает, что много смешанных браков создавалось и в советской Армении. Полагает, что и сейчас большая часть армянского общества положительно относится к смешанным бракам.
Неделя моды в Ереване. Есть ли будущее у модной индустрии Армении?
«Армянская и индийская семейные модели практически одинаковы»
Панкадж Синх из Индии не разделяет точку зрения психолога о позитивном отношении к смешанным бракам в армянском обществе. Он согласился на интервью при условии, что беседа будет проходить только с ним и без камеры. Свою позицию объяснил предыдущим негативным опытом:
«Однажды у нас было телевизионное интервью со всей нашей семьей. Когда я увидел агрессивные комментарии, которые появились под видео, очень расстроился. Они показали, как мало у людей толерантности. С того дня я решил, что никогда больше не позволю показывать свою семью на видео. Я должен защищать ее. Я не хочу, чтобы агрессия людей повлияла на качество жизни моих детей».
Панкадж Синх впервые приехал в Армению в 2003 году, тогда ему было 18. Он получил медицинское образование в Армении и вернулся на родину. Однако через несколько лет вернулся в Армению, чтобы получить узкую специализацию.
Параллельно с учебой работал в нескольких медицинских центрах, где и познакомился с Ани, будущей женой, она была медсестрой.
Родители Панкаджа Синха положительно отнеслись к желанию сына жениться на иностранке. Но в семье девушки сначала возникла напряженность.
«Семья Ани хорошо приняла меня как человека, но у них были ко мне вопросы. Несколько раз я приходил к ним домой буквально на собеседования. Ее семья разговаривала со мной так, как проводят интервью при приеме на работу.
Больше всего их беспокоил вопрос вероисповедания. Мне говорили: «Ты не христианин, ты исповедуешь другую религию. Если у вас будут дети, какую религию они примут?». Я сказал, что не намерен заставлять своего ребенка быть христианином или последователем индуизма. Они вырастут и решат сами, я же приму любое их решение».
В конце концов семья дала согласие, и пара поженилась.
Суррогатное материнство в Армении: спрос увеличился, услуга подорожала
«Поскольку я не христианин, мы не могли венчаться в церкви. Как-то я сказал Ани: у нас намечаются несколько нерабочих дней, давай поженимся. Собрались человек 10-15, повеселились, и все».
Позже у пары была пышная свадебная церемония в Индии по всем местным традициям.
Панкадж Синх подчеркивает, что, несмотря на религиозные, культурные и другие особенности, у армян и индийцев одинаковое отношение к семейным вопросам.
«Для меня было очень важно иметь крепкую семью. Изучая семейные модели двух народов, я понял, что модели армянской и индийской семей почти идентичны. Вот почему нам обоим несложно жить в этой модели.
А особенности народов дополняют друг друга. Например, в Индии готовят более острую еду, и мне это нравится. Когда Ани начала жить со мной и пробовать разные индийские блюда, ей понравилось. И теперь она тоже так готовит», — говорит он.
Сейчас Панкадж Синх – главный кардиолог армяно-канадской медицинской клиники, действующей в Ереване, и главный консультант франко-армянского кардиоцентра в Горисе.
«С Арменией меня связывают разные нити. Эта страна дала мне образование, дала семью. Я построил здесь свой дом. И я в долгу перед этой страной. Делаю все, чтобы быть полезным Армении. Если жизнь так сложится, что куда-то и уеду, обязательно вернусь», — уверяет он.
После войны в Армении предпочитают иметь мальчиков – больше, чем раньше
«Выбор нужно делать исключительно по велению ума и сердца»
Немец Рикардо Бергман и Луиза Наслян впервые встретились в 2016 году в Ереване, во время мероприятия «Дни европейского наследия». Об этой мимолетной встрече они вспомнили лишь годы спустя, рассматривая фотографии друг друга, когда судьба их свела снова.
После года волонтерской работы в Армении Рикардо вернулся на родину. Но через несколько лет решил вернуться – на этот раз на постоянное жительство. Поселился в Дилижане. В 2021-м Рикардо снова случайно встретился с Луизой в Ереване. Она тогда планировала открыть художественную студию в Дилижане. Поначалу это и стало для них общей темой.
Через некоторое время Рикардо попросил руки Луизы у ее матери. Она согласилась, ожидая традиционной армянской свадьбы. Вместо этого пара вскоре объявила о решении начать совместную жизнь.
«Мама проснулась как-то утром и увидела, что я собираю вещи, так как мы с Рикардо будем жить вместе, сняли квартиру. Для нее это было шоком, но я ушла, потому что для меня это было нормально. Знаю пары, которые расстались через год после пышной свадьбы. Поэтому свадьба не имела для меня значения. У Рикардо на тот момент не было стабильной работы, он не мог взять на себя такие расходы», — рассказывает Луиза.
Тем не менее ее родственники тепло приняли жениха. Луиза думает, что так сложилось, благодаря харизматичности Рикардо и тому, что семья до него уже приняла другого зятя-иностранца.
«Муж моей сестры – украинец. Как-то моя тетя сказала: «Что за импортные у нас зятья». Никаких других разговоров о зятьях-иностранцах не было», — говорит Луиза.
В обществе тоже к Рикардо всегда хорошо относились. Луиза предполагает, что это объясняется владением языка. Ее муж прекрасно владеет армянским – и сразу становится для всех «своим».
«Нашу пару никогда не критиковали, даже косых взглядов не было. Но я знаю смешанные семьи, которые регулярно подвергаются критике», — говорит Луиза.
У нее свое мнение о том, почему армянки в последние годы чаще выходят замуж за иностранцев:
«Во многих армянских семьях девочек притесняют, а мальчики – в привилегированном положении. В результате мальчики ничему не учатся, за них все делают матери. А девушки наоборот: и домашними делами занимаются, и учатся, и работают. Оказываясь за рубежом в рамках различных программ, они обретают более широкий кругозор, становятся увереннее в себе.
Словом, армянские девушки развиваются, в то время как большинство парней продолжают придерживаться отсталых взглядов. И все это заставляет девушек выбирать развитых мужчин, пусть и другой национальности, которые не только против насилия над женщиной, но и готовы поддержать ее в начинаниях, дать ощущение покоя и безопасности».
Немецкая уравновешенность, хладнокровие мужа и ее армянская эмоциональность оказали положительное влияние на них обоих, замечает Луиза:
«Я по натуре очень теплый человек, теперь и Рикардо изменился, стал более общительным, сердечнее относится к людям. А я, благодаря ему, стала еще более терпимой, более уравновешенной, спокойной».
Супруги пришли к общему знаменателю и по вопросам веры, религиозных ценностей.
«Рикардо особо не верит в бога, но ходит со мной в церковь», — говорит Луиза.
«Я думаю, религия не важна. Если хочешь сделать что-то хорошее, можешь сделать это без религии. Есть много людей, которые говорят, что христиане, но поступают не по совести, лгут», — объясняет Рикардо.
Луиза, у которой за плечами два года гармоничных отношений с мужем, советует девушкам, которые встали перед выбором, выходить ли замуж за иностранца:
«Если в своем выборе учитываете какой-то элемент общественного мнения, то вы нечестны с собой. Ваш выбор должен основываться исключительно на велении вашего ума и сердца».
За сексуальные домогательства на работе в Армении не накажут. Почему?
«Встреча с Леном была для меня божьим благословением»
Австралиец Лен Уикс и Арминэ Акопян поженились 12 лет назад. Много лет жили за рубежом, но в 2018 году купили земельный участок на юге Армении, в селе Арени и переехали на постоянное жительство.
«Для меня никогда не было принципиально, что я должна выйти замуж за армянина. Всегда думала, главное, чтоб был хорошим человеком. Единственное противоречие, которое нам пришлось преодолевать, пожалуй, была разница отношения к возникающим проблемам.
Мы, армяне предпочитаем не говорить о них, думаем, лучше в этот момент промолчать – проблема решится сама собой. Лен так не думает. Он считает, необходимо говорить о проблеме, чтобы найти решение. Со временем и я поняла, что молчанием вопросы не решить. Если есть проблема, о ней следует поговорить», — рассказывает Арминэ.
Она живет со свекровью-иностранкой. Говорит, есть удивительная и приятная особенность в ее отношениях с матерью мужа:
«Это проявляется в женской солидарности. Свекрови в Армении в основном становятся на защиту интересов своих сыновей, стараются сделать все, чтобы им было хорошо. А моя свекровь старается больше поддерживать и защищать меня. Она говорит мне, делай так, чтобы и тебе было хорошо, а не только моему сыну».
Что касается мужа-иностранца, говорит, все окружение всегда очень хорошо относилось к нему:
«А моя мама была им просто очарована. Когда я только встретила Лена, она говорила мне, что это история Золушки. Я пережила много сложностей, и встреча с Леном была для меня божьим благословением».
Между тем, друзья мужа неоднозначно отнеслись к тому, что Арминэ вышла замуж за Лена, востребованного и высокооплачиваемого специалиста.
«Есть женщины, которые выходят замуж за иностранцев ради получения гражданства или ради денег. В те годы часто такое случалось. Некоторые из знакомых Лена думали, что и я так выбрала его. Но подобные браки не могут долго продержаться. Увидев наши отношения, лучше узнав меня, со временем они поняли, что ошибались», — рассказывает Арминэ.
«Сейчас у меня больше нежности, чем в молодости» — истории пар, которые вместе уже полвека
Лен участвует в многочисленных международных проектах и до переезда в Армению работал и жил более чем в 40 странах.
«Тип армянской женщины стал для меня открытием, благодаря Арминэ. Стал изучать историю Армении и выяснил для себя, что армянская женщина – это сила, которая соединяет воедино общество, его разные пласты. И удивительно, почему при этом роль армянской женщины в Армении недостаточно оценена.
Лен уверен, что женщины могут быть хорошими руководителями, управленцами для Армении. Мужчины плохо поработали, раз осталась такая маленькая часть Армении. Пришло время женщинам взять власть в свои руки и стать теми, кто принимает решения. Если армянские мужчины и продолжат не ценить своих женщин, то такие люди, как я, придут и заберут их».
Арминэ передала мужу-иностранцу свою любовь к Армении. Вдохновленный этим чувством, Лен опубликовал книгу «Происхождение: открытие». Он сейчас ведет блог и еженедельно выступает для англоязычной аудитории с программой «Прямой разговор с родины». Рассказывает о самых важных новостях и проблемах Армении.
«Есть много смешанных семей, которые придерживаются традиций, являются носителями армянских ценностей и патриотами. Мы тоже стараемся быть такими и быть полезными своей стране», — говорит Арминэ.
Лен, имеющий богатый опыт работы с правительствами различных стран, даже выразил готовность сотрудничать с руководством Армении и непризнанной НКР. Однако пока не получил ответа.
Материал jam.news