фото из архива
Армяне из Нагорного Карабаха вынуждены покинуть свои дома и на этот раз уехать навсегда. Они прибывают в Армению с несколькими чемоданами, документами, оставляя в Карабахе свой дом, землю, имущество и воспоминания.
Обычно машина из Нагорного Карабаха доезжает до Армении за два часа, но сейчас люди едут по 20-25 часов, все из-за многокилометровых пробок. Кто-то едет в Армению на машине вместе с соседом или родственником, кто-то идет пешком.
Людей, желающих пересечь границу из Нагорного Карабаха в Армению, проверяют азербайджанские пограничники на КПП Лачин [т.н. лачинский коридор]. Багажники автомобилей проходят контроль. Азербайджан мониторит переход должностных лиц де-факто правительства Карабаха.
Это не единственное препятствие, которую преодолевают армяне Карабаха. Они до этого жили в блокаде 9 месяцев без еды и предметов первой необходимости, затем два дня подвергались бомбардировкам со стороны ВС Азербайджана, после чего им пришлось покинуть Карабах.
Фото: Goris; Lusine Arakeliyan/netgazeti, 2023
По последним данным, в Армению уже перебралось более 95 тысяч человек. Государство поддерживает людей без места жительства, без возможности снять квартиру. Им дают временное жилье, и пока неизвестно, на какой срок будет оно предоставлено и какие государственные программы будут действовать в будущем.
Сейчас все стараются обеспечить переселенцам минимум потребностей — пища, одежда, медицинская помощь и жилье.
В здании театра города Горис открыт центр гуманитарной помощи для переселенцев из Карабаха. Тут же, неподалеку, переселенцы проходят регистрацию, а затем их расселяют.
Правительство Армении выделило 10 миллиардов драм [около 25 млн. долларов] на основные нужды вынужденных переселенцев из Карабаха. Согласно решению правительства, пожилое население, приехавшее в Армению из Карабаха, будет включено в пенсионную систему страны.
Фото: Goris; Lusine Arakeliyan/netgazeti, 2023
Учительница Марина, рассказала, как последние месяцы стали адом, как они до сих пор не могут поверить, что оказались в такой ситуации.
— «Была в школе, когда началась бомбежка, работаю учителем. Мой ребенок тоже учится в этой же школе. Я не могла оставить своих учеников и поехать к сыну. Быстро всех, собрав, спустились в укрытие. Пробыли там почти два дня, два дня у меня не было новостей от моего ребенка. Позже сообщили, что нас эвакуируют в Степанакерт».
Марина начала плакать, — «Нас даже не отпустили домой, взять вещи. Сейчас на мне та же одежда, что и в школе. Моего сына тоже забрали, но на другом автобусе. Приехав в Степанакерт, начала обшаривать улицы, где сутки не могла найти сына. Телефона, да вообще связи в городе не было. Позже смогли найти друг друга через Фейсбук. Мы попали в Армению на машине соседа».
Учительница рассказывает как они годами воевали за эту землю, создали там условия с нуля, основали школу, поженились, завели детей, но превратились в «голодных, бездомных беженцев».
Фото: Goris; Lusine Arakeliyan/netgazeti, 2023
Совсем рядом, бабушка со слезами на глазах несет с собой старый чайник, — «мне ее мать подарила, когда я вышла замуж».
— «Это единственное воспоминание о моей матери, не осталось даже фотографии. Наш дом разбомбили, они вошли в деревню, все разрушили. Фотографии потеряла, а этот чайник — единственное воспоминание».
Особенно тяжело приходится многодетным матерям. Они вспоминают, что во время блокады в аптеках не было лекарств, дети много болели, из-за чего у некоторых из них появились хронические заболевания.
Инга, мать пятерых несовершеннолетних детей, надеется, что власть поддержит приоритетное лечение детей, предоставит им квартиру с нормальными условиями, дабы им не приходилось думать о регулярном отоплении.
— «Детей плохо кормили, они истощены. Было очень трудно найти еду. Хорошо, что у нас был участок земли, кое-что вырастили, что-то готовили, но у людей, живущих в городе, и этого не было. Более того, у горожан не было бензина, чтобы они могли приехать и забрать у нас еду.
Почему мы пережили столько трудностей, чтоб потом всё равно терять свою землю, свои дома? Завтра турок придет и будет жить в наших домах, в домах, построенных для наших детей. Как же так?», — сетует Инга, одновременно перебирая вещи и пытаясь найти что-то по размеру детям.
Бежавшие из Карабаха рассказывают, что власти Азербайджана предлагали им остаться в своих домах, но «жить с людьми, убившими их сыновей, мужей и отцов, было невыносимо».
По прибытии в Армению всем раздают еду. Дети самые счастливые. После тотальной блокады они впервые пробуют сладости.
Автор: Лусине Аракелян
Материал Netgazeti