Национальное Собрание Армении приняло в первом чтении предложенный правящей фракцией «Гражданский договор» проект закона о семейном насилии, включающий запрет на проверку девственности. Законопроект поддержали 63 депутата, против высказались 32 парламентария, еще один воздержался. Авторами проекта являются трое женщин-депутатов от фракции «Гражданский договор».
«Вы не считаете, что проверка на девственность – это форма насилия? Это вид насилия, это явление квалифицируют как насилие во всем мире. Мы также должны законодательно закрепить это – независимо от того, кому такое придет в голову, как они решат это сделать…Е сли это происходит против воли человека, это считается насилием», – заявила соавтор законопроекта Заруи Батоян депутатам, выступающим против законопроекта.
По словам соавтора закона Цовинар Варданян, по информации, полученной от медицинских учреждений и общественных организаций, многие женщины в стране становятся жертвами насилия, когда члены семьи заставляют их проверять девственную плеву.
«Эта проблема существует в нашем обществе и требует решения. Женщины должны знать, что их права и в этом вопросе защищены. Речь идет о жизни людей и качестве их будущей жизни», — говорит депутат.
Девственность девушки в Армении – очень чувствительная и деликатная тема. Начало сексуальных отношений должно быть личным делом каждого, но, увы, не в Армении.
Многие семьи против того, чтобы их дочь потеряла девственность до замужества. Мужчины в основном женятся на девственницах, считая, что они должны быть первым в жизни своей жены.
Женщин, ведущих половую жизнь вне брака, называют оскорбительными словами, для девственниц старше 30 лет тоже имеются разные нелесные названия.
Вардуи (имя изменено) потеряла девственность в 30 лет. Она уже стеснялась того, что в зрелом возрасте не она знала, что такое секс. Будучи незамужней, она пошла на этот шаг, чтобы не чувствовать себя жертвой старых догм.
«Я решила, что если не выйду замуж до 30 лет, то потеряю девственность прямо на следующий день после дня рождения. Я не хотела обижать родителей, прислушивалась к ним, что надо подождать. И просидела 30 лет. Мне было обидно, что в 21 веке, в 30 лет, когда у людей уже есть несколько детей, я все еще горжусь тем, что я невинная девственница. Согласитесь, тут нечем гордиться.
Я выросла в традиционной армянской семье, где да, меня воспитывали с идеей, что девушка должна оставаться «чистой» и провести первую ночь со своим мужем. Но не все могут выйти замуж, а некоторые вовсе не выходят. И что делать женщинам, всю жизнь поклоняться девственности? Я не хотела быть одной из таких», — говорит Вардуи.
Девушка утверждает, что с первого же полового акта она начала чувствовать себя свободной, стала смотреть на близость по другому, но отношения с родителями, как и ожидалось испортились.
«У моей мамы возникли подозрения, когда она нашла в моей сумке презерватив. Однажды во время ссоры она сказал мне, что я потеряла стыд, что я испорченная и что никто больше не возьмет меня в жёны. Когда я сказала ей, что мне уже 31, и девственность никак мне не помогла выйти замуж, она заплакала», — говорит Вардуи.
Женщина говорит, что те кто воспитывался под такими советскими лозунгами как «в СССР нет секса», воспринимают сексуальные отношения исключительно как способ завести ребенка.
Тема девственности настолько актуальна, что дошла до Национального Собрания Армении. Несколько женщин-депутатов представили законопроект о предотвращении семейного насилия и защите лиц, подвергшихся семейному насилию. В законопроекте инициаторов проверки девственности девушки также предлагается считать насильниками.
По словам соавтора закона Цовинар Варданян, они получили информацию от медицинских учреждений и общественных организаций о том, что многие женщины подвергаются насилию с целью проверки на девственность и они хотят наказывать таких нарушителей по закону.
Как рассказала гинеколог Ани Гаспарян, люди настолько зациклены на этом вопросе, что ходят семьями проверять девственность девушки и даже не понимают, что нарушают ее права, наносят ей психологическую травму и способствуют формированию семьи, основанной на недоверии.
«Если для парня так важно, чтоб девушка была девственницей, то лучший способ это проверить — спросить девственница ли она, или нет. Если он продолжает сомневаться, то они идут всей семьей ее проверять, какую семью в будущем создадут эти люди? Точно не здоровую. Тема обострилась настолько, что мужчины даже присылают мне в Инстаграм фотографии женских влагалищ и просят сказать им, девственница девушка, или нет.
В результате, женщины восстанавливают девственную плеву, когда узнают, что для мужчины это принципиально важный вопрос. И вновь формируется семья построенная на лжи. Поэтому я категорически не делаю операций по восстановлению девственной плевы», — говорит Ани Гаспарян.
По ее словам, чтобы сохранить девственную плеву, многие женщины вступают в такие виды сексуальных отношений, которые не подразумевают вагинального проникновения, после чего формально считаются девственницами. Ани Гаспарян говорит, что есть женщины, у которых девственная плева рвется только во время родов, но это не значит, что женщина девственница.
«Люди думают, что если женщина не девственница, то она аморальна. Это еще более широкая тема, потому что моральные границы размыты.Что лучше иметь добрачные отношения, честно говорить о них или идти и зашивать девственную плеву и обманывать будущего мужа. Что моральнее?» — спрашивает гинеколог.
Психолог Тамара Симоньян также считает, что проблема скорее связана с ложными представлениями о морали.
«Опыт показывает, что, к сожалению, такое мышление имеет глубокие корни и среди женщин. С детства девочка это слышит и начинает верить, что одна из ее главных ценностей — быть девственницей, что для того, чтобы быть принятой и любимой, она «должна» быть невинной.
И вообще, о половом акте у нас тоже сложилось представление, что это постыдно, плохо, «грязно». Даже после замужества многие женщины чувствуют себя плохо, думая о сексе, у них возникают мысли о том, что «это стыдно», что имеет ряд физиологических (психосоматических) последствий», — отмечает онa.
По словам Тамары Симоньян, в ее практике были женщины, которые чувствовали вину за добрачные отношения, будто совершили «плохой поступок».
«Например, отношения развиваются, все хорошо, пара счастлива, но женщина чувствует вину за секс, думает, может, стоило подождать, а что скажет мама, если узнает? Любой взрослый человек имеет право решать, что ему делать со своим телом, но реализовать это право мы можем, когда мы психологически зрелы, отделены от родителей и имеем адекватную самооценку.
Поскольку в нашем обществе также существует проблема сепарации, зачастую человек в зрелом возрасте еще не отделен от своих родителей, живет их идеями и сценариями, не имеет собственного мнения и образа мышления по поводу различных явлений, что, конечно, вредно для здоровья», — отмечает психолог.
Т. Акопян также отмечает, что ошибочно думать, будто мужчины вообще не женятся на не девственницах. По её словам, для психологически здорового, зрелого мужчины девственность – не достоинство женщины.
Журналистка и блогер Луси Кочарян, которая много лет снимает видео на эти темы с целью сломать эти стереотипы, говорит, что все должно начинаться с полового образования. По ее словам, уровень образования настолько низок, что многие девушки даже не представляют, что, то что их ведут к врачу перед замужеством, проверять девственность — это и физическое, и психологическое, и сексуальное насилие.
Журналистка говорит, что закон не будет работать прямо с момента его принятия, но он должен существовать, чтобы в первую очередь женщины знали, что это форма насилия.
«Пока не будет закона, который сможет отрезвить, сдержать, напугать, дать повод лишний раз задуматься, любой может взять девочку и отвести ее к врачу. Закон будет иметь и превентивную меру, девушки смогут более уверенно отказываться, обращаться к правоохранителям, врачи также могут отказаться проверять девственную плеву», — уточняет она.
Люси Кочарян говорит, что многие женщины в Армении выходят замуж для законных сексуальных отношений, потому что боятся публичной критики и не хотят сдерживать свои желания.
Решение, по мнению блогера-журналиста, надо приобщать детей к половому воспитанию с детсадовского возраста.
«Есть парни, которые после первого акта с женщиной не видят крови и думают, что женщина не девственница. Они не представляют себе, что девственная плева сетчатая, в зависимости от положения полового акта и интенсивности проникновения она может не разорваться вовсе. Не зная об этом, парни делают ошибочные выводы. Это не что иное, как отсутствие элементарного полового воспитания», — говорит Люси Кочарян.
Она с сожалением отмечает, что общественное мнение порой важнее собственного, поэтому женщины вынуждены ограничивать свою свободу, в результате чего часто сталкиваются с проблемами со здоровьем, самой распространенной из которых является нарушение менструального цикла.
Специалисты утверждают, что незнание или непонимание часто основано на фильмах и литературе, где женщины рожают после одной или двух схваток, а девушки после первого полового акта лишаются девственной плевы в виде красных пятен крови на постели.
Кстати, в Армении есть такая традиция, называется она «красное яблоко». Эта традиция уже не распространена, но вся молодежь знает, что по обычаю в древней Армении красное яблоко приносили в дом невесты на следующий день после свадьбы, как знак того, что девушка уже женщина. Все ждали, когда мать жениха вынесет на улицу белую простыню с пятнами крови. А тех девушек, у которых таких пятен не было, отправляли обратно домой.