«Мы решили списать долги», — заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе за полгода до парламентских выборов в стране. На заседании правительства 8 апреля глава кабмина поведал о планах объявить масштабную налоговую амнистию, которая коснется 145 тысяч физических лиц. Этот жест доброй воли – один из многих в череде шагов по задабриванию грузинского электората. SOVA решила вспомнить, как из года в год «Грузинскую мечту» обвиняли в подкупе избирателей.
Финансовая амнистия – это элемент социальной поддержки граждан, утверждают в правительстве Грузии. По словам премьера, поскольку многие люди имеют задолженности перед налоговой службой, это мешает им активно участвовать в экономической жизни страны. После амнистии все физлица, включая индивидуальных предпринимателей, получат возможность «начать с чистого листа», — пообещал Кобахидзе. Налоговая задолженность спишется в случае, если она накоплена до 1 января 2021 года.
Тезис о том, что бедность – союзник «Грузинской мечты», стал набирать популярность с первых дней существования партии, созданной олигархом Бидзиной Иванишвили. В 2012 году «Мечта», по сути, пришла к власти на щедрых обещаниях сделать жизнь людей лучше. Иванишвили гарантировал повышение зарплат и пенсий, снижение налогов и коммунальных платежей, а также создание новых рабочих мест благодаря масштабному строительству новых предприятий.ё
Самыми впечатляющими для электората стали слова бизнесмена о «бесплатных деньгах» в виде беспроцентных кредитов. Это было одним из важных обещаний в его предвыборной кампании.
По словам политолога Давида Дарчиашвили, культура подкупа в практике Иванишвили «исходит с тех времен, когда он только появлялся в публичной сфере»:
«Он финансировал представителей культуры или искусства, отчасти, может, науки. Потом, когда он появился как политик, он позиционировал себя как миллиардер и этим, значит, привлекал на свою сторону. Его сторонники ходили и говорили, что каждой деревне будет дан грант на 5 000 000 долларов и т. д. Когда он пришел в правительство, когда грузинская власть была передана «Мечте», то подкуп уже получил как бы материализацию»
Практика задабривания электората с годами меняла свои формы и подстраивалась под нужды населения. К примеру, незадолго до парламентских выборов 2016 года был принят закон, значительно упрощающий регистрацию земельных участков населением: сельским жителям больше не приходилось бы платить за услуги, в том числе, по сбору документации, они также могли узаконить и оформить в собственность самовольно занятые земельные наделы.
В том же году за два месяца до выборов «Грузинская мечта» объявила о запуске программы по трудоустройству пенсионеров. Компаниям, которые наймут лиц пенсионного возраста, обещали налоговые льготы.
Кроме того, как говорилось в отчете Центра по правам человека, в 2016-м сразу в нескольких муниципалитетах были внесены изменения в местные бюджеты – средства перекидывались на социальные программы по поддержке населения. В 2015 году, когда выборов в стране не было, такие изменения не вносились. Более социально-ориентированным в год парламентских выборов был и государственный бюджет.
«Приоритетами бюджета на 2016 год правительство определило строительство инфраструктуры, ее восстановление и эксплуатацию; реабилитацию и эксплуатацию дорог и тротуаров; обустройство пешеходных переходов и разметки дорожного движения; восстановление коммунальной инфраструктуры, жилых домов, обустройство уличного освещения. В то время как в бюджете на 2015 год, который был годом без выборов, во главе приоритетов мы видим оборону, обеспечение общественного порядка и безопасность; вопросы защиты населения от стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и обороноспособность страны», — отмечали авторы отчета.
В 2018 году в преддверии президентских выборов, когда «Грузинская мечта» поддержала кандидатуру Саломе Зурабишвили, СМИ и наблюдатели вновь стали говорить о подкупе избирателей. Так телеканал «Рустави 2» сообщил, что населению Гардабанского муниципалитета в обмен на голос предлагают 20 лари (порядка 7 долларов) и пять килограммов картофеля. Тогда же за девять дней до второго тура выборов правительство объявило о намерении провести финансовую амнистию для более 600 тысяч человек, а это – почти 17% электората.
По словам Давида Дарчиашвили, в стратегии «Грузинской мечты» упор на материальные поблажки рассчитан на «такой слой населения, которого демократические ценности не очень интересуют и который, в то же самое время, имеет какие-то финансовые проблемы».
«Людям свойственно вестись на какие-то выгодные обещания, связанные с потусторонними силами или с возможностью вдруг разбогатеть по взмаху волшебной палочки. Как сказал в свое время Иванишвили, он узнал тайну души человека или что-то такое. В общем, он знает слабости людей и этим пользуется. А слабости увеличиваются [параллельно тому], насколько менее образованный человек», — считает аналитик.
По данным Международной организации труда за 2024 год, каждый 44-й трудоустроенный житель Грузии находится за международной чертой бедности. При этом даже Национальная служба статистики признает: за чертой абсолютной бедности находятся не менее 15% всего населения, то есть каждый шестой житель страны. По словам наблюдателей, для «Грузинской мечты» эта уязвимая часть населения – потенциальный источник голосов.
В подкупе избирателей партию власти обвиняют и в преддверии парламентских выборов-2024. Критический телеканал TV Pirveli утверждает, что раскрыл крупную коррупционную схему, которая призвана помочь правящей команде мобилизовать голоса. По данным журналистов, в регионах отмечены факты трудоустройства социально незащищенных людей на фиктивные должности.
К примеру, согласно документам, оказавшимся в распоряжении телекомпании, только в небольшом поселке Местиа обнаружено 170 работников по обслуживанию бассейнов (а это почти каждый десятый местный житель), 247 дворников и 143 уборщика стадиона. В общей сложности на этих трех должностях трудоустроено порядка трети населения поселка. Авторы предполагают, что все они – представители «Грузинской мечты». При этом, по данным TV Pirveli, все сотрудники, помимо зарплат, как социально незащищенные люди, получают и соцпомощь.
В неправительственной организации «Международное общество справедливых выборов и демократии» (ISFED) отмечают, что необеспеченный сегмент населения – наиболее уязвимая электоральная группа, поскольку эти люди боятся, что власти лишат их социальных пакетов.
«Они могут оказаться уязвимыми в период выборов, когда инициируется еще больше социальных или инфраструктурных проектов. Несколько человек в регионах сказали нашим представителям, что боятся, что у них отберут социальную помощь. И это иногда оказывало на них влияние при принятии решений в ходе избирательного процесса. Граница между правящей партией и государством размыта, и в этом проблема. Это, конечно, связано с использованием административного ресурса», — говорит директор ISFED Нино Долидзе.
Но необеспеченные слои населения правительство готово задабривать не только хлебом, но и зрелищами. В этом году в руках «Мечты» оказался эффективный инструмент воздействия на умы – футбол. 26 марта сборная Грузии впервые в истории вышла на Чемпионат Европы. По словам экспертов, власти решили использовать этот успех, чтобы «купить» лояльность электората.
Премьер-министр Ираклий Кобахидзе поставил задачу правительству обеспечить дополнительные прямые рейсы в города Германии, где будут проходить футбольные матчи. И добавил: «Важно, чтобы билеты предлагались нашим согражданам по фиксированному низкому тарифу».
В этой связи Давид Дарчиашвили предупреждает: сейчас идет настоящая «борьба за умы и сердца, в том числе, в футбольной сфере». Причем, судя по всему, борьба идет не только за благосклонность фанатов, но и самих спортсменов.
Критики уже назвали попыткой подкупить лояльность футболистов Национальной сборной Грузии новую инициативу Бидзины Иванишвили. Его фонд Cartu обещает выделить 30 млн лари (свыше 11 млн долларов), если команда выйдет в плей-офф Евро-2024. Если Грузия останется в группе, за каждую последующую победу фонд обещает выплатить еще по 30 млн лари дополнительно.
Причиной для беспокойства правящей команды, вероятно, стали посты игроков сборной в соцсетях. Футболисты, набирающие популярность на фоне спортивных успехов, поддержали участников массовых протестов в Тбилиси против инициативы властей – аналога российского закона об иноагентах.