Такие регионы, как Самцхе-Джавахети, где сельское хозяйство является основным источником дохода и где значительная часть населения вынуждена была мигрировать в Россию на сезонные работы, чтобы прокормить свои семьи, в последнее время столкнулись с серьезной проблемой.
Снижение курса российского рубля после начала российско-украинской войны значительно снизило доходы сезонных мигрантов.
Шогик Мноян живет в селе Ждановакан муниципалитета Ниноцминда. Она домохозяйка. На протяжении многих лет основным источником дохода ее семьи был заработок в России, где работал ее сын. Однако после девальвации российского рубля ее сын больше не едет работать в Россию. «Раньше российский рубль [1000 рублей] стоил до 50 лари, а сейчас — 28 лари. Сегодня даже килограмм «Чечила» [разновидности сыра] стоит дороже российского рубля», — говорит Шогик в беседе с Радио NOR. Сын Мноян не планирует в будущем ехать в Россию и пытается найти работу в Джавахети.
Однако жителям Ниноцминды нелегко найти работу в своем родном регионе. Сельское хозяйство является ведущей отраслью в регионе, но доходов мало. Исходя из этого, сокращение трудовой миграции создает дополнительные трудности для местного населения.
Одной из главных проблем жителей Ниноцминда является ограниченность возможностей трудоустройства. В отличие от крупных городов, здесь количество вакансий в муниципалитете ограничено.
Чтобы выяснить, что думает население Ниноцминды о проблемах на рынке труда, Радио NOR провело опрос. Большинство респондентов считают, что российско-украинская война оказала резкое влияние на рынок труда. В частности, на трудовую миграцию в Россию, — миграция сократилась. Основной причиной этого является падение курса российского рубля. По их словам, если раньше человек, работающий в России, зарабатывал в среднем 100 000 рублей в месяц, и этой суммы было достаточно, чтобы прокормить семью, оставшуюся на родине, то сегодня покупательная способность 100 000 рублей значительно ниже, и этой суммы уже недостаточно для удовлетворения основных потребностей всей семьи.
Эмиль Степанян — житель села Сатха муниципалитета Ниноцминда. Он, как и многие его односельчане, многие годы занимался сезонной работой в России. Однако за последние два года Эмиль не покидал Грузию. «Российско-украинская война негативно повлияла не только на обменный курс рубля, но и на различные отрасли промышленности», — говорит Эмиль. Он так же отметил, что с падением стоимости рубля, в России значительно уменьшилось количество рабочих мест, — в миграции Эмиль больше не видит смысла.
Эмилю повезло, — ему удалось найти работу на месте. Он работает на стройке в Ниноцминде. Однако, Эмиль отмечает, — после завершения строительных работ и реализации проекта он, вероятно, останется безработным. Потому что найти работу на месте очень сложно. «Работа в сфере строительства нестабильна, но альтернативы нет, я должен работать, чтобы помогать своей семье», — сказал Степанян.
Еще одним сдерживающим фактором для населения Ниноцминды является незнание государственного языка и языковой барьер. «Если вы работаете в государственной структуре, знание языка важно, и мы постоянно сталкиваемся с этой проблемой, которая затрудняет поиск работы. Но, если вы работаете в неправительственном учреждении или занимаетесь индивидуальной трудовой деятельностью, незнание грузинского языка не является большим препятствием», — говорит Эмиль.
Из-за колебаний на рынке труда значительная часть населения Ниноцминды сегодня сталкивается с трудностями. Часть людей, кто планировал мигрировать в Россию, изменили свое решение и остались на родине. Те, кто все еще работает в России, подумывают о возвращении в Грузию. Те, кто остается в Ниноцминде или возвращается из России, рассматривают две альтернативы: найти работу либо в регионе, либо подумать о миграции в Европу. Однако оба варианта сопряжены со многими трудностями.