Автор Рима Марангозян.
Журналистка Диана Шанава делится личным опытом жизни между двумя странами, где независимая журналистика становится опасной профессией.
Диана Шанава сотрудничает с грузинским русскоязычным изданием «Sova News», а также с изданием «Медуза», признанным в России «иноагентом». Ей не понаслышке известно, как статус «иноагента» меняет жизнь журналиста. В ее случае это означает невозможность посетить Россию, где она родилась и где до сих пор живут ее родители. Теперь журналистка сталкивается с похожими угрозами и в Грузии, где с августа действует аналогичный российскому, закон «О прозрачности иностранного влияния».
«В 2022 году я ездила в Россию к родителям, но вскоре вернулась в Грузию. В тот момент начались преследования независимых медиа в России. «Медузу», для которой я писала, признали не только иноагентом, но и экстремистской организацией. Это означает уголовную ответственность для сотрудников издания, если их деятельность будет раскрыта в России», — говорит Диана.
Сейчас, когда в Грузии задействовали аналогичный закон, Диана видит знакомые признаки политического давления. Так, грузинские СМИ и гражданские организации отказывающие регистрироваться в реестре «иноагентов» оказались под риском закрытия. Так как закон требует регистрацию в органах власти организаций, получающих не менее 20% средств из-за рубежа. Многие СМИ в Грузии зависят от международных грантов и фондов, поэтому такие меры могут существенно ограничить их работу.
«Мы уже в прошлом году знали, что этот закон может быть не просто технической мерой, как заявляли власти. Российский опыт показывает, как такие законы сначала выглядят как форма отчетности, а потом становятся инструментом репрессий», — объясняет журналистка.
По мнению Дианы, новый закон угрожает не только журналистам, но и гражданам Грузии, так как лишит их возможности получать независимую информацию по таким вопросам как нарушение гражданских прав, коррупции или кумовстве во власти:
«Независимая пресса может быть вынуждена закрыться или уйти в подполье. В информационном поле останутся только провластные медиа, а это лишит людей возможности получать объективные новости, как это уже происходит в России».
Вопрос евроинтеграции Грузии, которую поддерживает значительная часть населения, также оказался под угрозой спорного закона. Лидеры Европейского Союза призвали Грузию отменить его, как не соответствующий нормам ЕС.
«Мы видим четкие сигналы от Запада о том, что курс Грузии на интеграцию с Европой может быть приостановлен. Безвизовый режим под вопросом, и вместо движения к свободе слова и демократии мы приближаемся к российской модели», — заключает Диана, отмечая как законодательные меры могут изменить правовую реальность для журналистов и граждан, и заглушить свободные голоса.
Все это становится еще более опасным в условиях когда в Грузии отмечается активизация российской дезинформации, а в публикациях провластных медиа, все чаще звучат кремлевские нарративы.