Почему закон «об иноагентах» перешел на второй план

Почему закон «об иноагентах» перешел на второй план

Автор Кристина Марабян.

До парламентских выборов в Грузии у гражданского общества Грузии была надежда на то, что новый парламент, который мог быть многопартийным действительно решит отменить  закон «об иноагентах», что могло бы считаться шагом к возвращению в сторону более открытой и демократичной политической системы. Это также могло быть сигналом о готовности правительства и политических партий придерживаться принципов европейской интеграции и прав человека. Важным моментом является то, что изменение политической ситуации в парламенте после выборов могло создать новые возможности для отмены или смягчения подобных законов, если в новом составе  преобладали бы политические силы, настроенные на евроатлантическую ориентацию.

В контексте прошедших выборов уже подчеркивается изменение акцентов в восприятии политической ситуации — если раньше главной темой были конкретные законы, то сейчас внимание смещается к вопросам более широкого, стратегического значения для будущего Грузии.

«Этот закон уже не имеет никакого значения. Значение имеет то, в какой стране мы будем жить. А этот закон не так важен. Ну, закроют они неправительственные организации, это не так важно. Важно то, чтобы страна была нормальной, развивалась по демократическому пути, стала членом Европейского Союза и обеспечила действительно стабильный мир, благосостояние и перспективы развития. А закон, он был важен тогда, а сейчас… потому что это была первая индикация отхода от европейского пути грузинской мечты, поэтому это было так важно тогда. Теперь я не считаю, что это очень важный вопрос. Важнее то, в какой стране мы будем жить». —говорит  политолог-экономист GSAC (Грузинский центр стратегического анализа) Валерием Чечелашвили

Изменение внешнеполитического курса Грузии после выборов будет зависеть от множества факторов, включая результаты выборов, политическую ситуацию внутри страны и внешнее давление, особенно со стороны Европейского Союза, США и России.

Не исключено, что после выборов курс Грузии может остаться относительно неизменным, с продолжением попыток поддержания баланса между Западом и Россией. Этот «статус-кво» может быть обусловлен необходимостью укрепления внутренних позиций, а также стремлением избежать внешнеполитической изоляции, особенно в свете кризиса в Украине и роста напряженности в регионе.

Независимо от партийной принадлежности правительства, гражданское общество в Грузии активно выступает за демократические реформы, европейскую интеграцию и соблюдение прав человека. Это делает невозможным полное игнорирование европейских и западных ориентиров. В таких условиях правительство, даже если оно будет меньше ориентироваться на Запад, вынуждено учитывать мнение общества и внешние факторы.