Центр исследований демократии работает с 2019 года и в основном занимается образовательной деятельностью с молодежью. Эта организация отказалась от регистрации в соответствии с Законом об агентах. Его адвокат Георгий Цикарашвили говорит, что их организация обжалует «российский закон» как в конституционном суде, так и в Страсбурге – мы следуем законным путям.
По его словам, закон «О прозрачности иностранного влияния», принятый в мае 2024 года, больше не предусматривает термина «иностранный агент», и он был заменен на проводника интересов иностранной державы.– “Это определение весьма проблематично. Прежде всего, любое финансирование, которое организация получает из-за рубежа, автоматически служит интересам иностранных держав. Эта точка зрения не выдерживает критики. Целью некоммерческой организации может быть, например, улучшение инфраструктуры, финансирование образования или решение проблем водоснабжения в конкретном регионе. Инициаторы законопроекта и его сторонники не смогли обосновать, почему работа над этими проблемами направлена на интересы иностранной державы, а не на интересы государства.
Это определение служит для того, чтобы заклеймить те организации, которые во многих случаях служили интересам государства. Кроме того, согласно этому определению, интересы иностранных держав представляют некоммерческие организации, финансируемые международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций. Более того, любая организация, основанная на международном праве, по закону считается иностранной державой. Соответственно, ряд международных организаций, которые непосредственно влияют на экономическое благополучие Грузии, были объявлены законодателем иностранными державами. Когда мы говорим о правоприменении законодательства, мы должны учитывать не только формальные элементы (законодательство и подзаконные нормативные акты, созданные на его основе), но и неформальные элементы, такие как применение законодательства на практике. Уже принятое законодательство является несправедливым и предвзятым как при оценке формальных элементов, так и при анализе практики. Из-за дискриминационной и совершенно неоправданной стигматизации неправительственного сектора это законодательство не может считаться справедливым или законным. В части закона это противоречит Конституции Грузии, а также ряду международных договоров, подписанных Грузией, включая Европейскую конвенцию о правах человека. Что касается неформальных аспектов применения законодательства, то их все еще необходимо соблюдать на практике, но это факт, что законодательство было принято в одностороннем порядке, несмотря на протест большинства населения. На сегодняшний день судебная система полностью контролируется правящим режимом, а Конституционный суд не приостановил действие законодательства. Это указывает на то, насколько несправедливой и предвзятой является как материальная сторона закона, так и часть его правоприменения.
Это будет связано с уменьшением финансирования – большое количество доноров не хотят, чтобы на них навешивали ярлык «иностранной державы». Особенно, если речь идет о доходах от физического лица. В результате неправительственные организации резко сократят свое финансирование.
Кроме того, есть сообщения о том, что эти организации просят раскрыть конфиденциальные данные, в том числе данные, касающиеся здоровья человека, и другие чрезвычайно конфиденциальные данные. Это противоречит как законодательству, так и международным договорам Грузии. В результате эти организации постепенно будут вынуждены сократить или вообще прекратить свою деятельность. Те организации, которые зарегистрировались, стали жертвами большего количества незаконных действий, чем те, которые не регистрировались. Например, несколько организаций попросили раскрыть личную информацию своих бенефициаров, которая подлежит наивысшему уровню защиты. Конечно, неосознанно, но все же случилось так, что она стала доступно обществу. Одной из организаций было предложено раскрыть личности еврейских детей, которые получают стипендии на обучение в Грузии. Как вы знаете, к каким ужасным последствиям может привести разглашение такой информации, которая в других странах чрезвычайно защищена, не говоря уже о тех, которые связаны с сексуальностью и здоровьем. Также информация касалась психологических услуг, предоставляемых неправительственным сектором уязвимым группам населения. Это самый экстремальный вид ограничения свободы, который когда-либо существовал в этой стране. Что касается этапов принятия законодательства, мы ожидаем, что оно не ограничится неправительственными организациями и вещательными компаниями, как описано в законе. Это постепенно распространится на предприятия, частных лиц и всех тех людей, которые не зависят от государства.
Цель закона — связать государство обязательствами по отношению ко всем людям и положить конец независимости мышления в стране. Если у вас есть какой-либо независимый доход, вы, соответственно, не привязаны к государству и не зависите от него. Если вы зависите от государственных доходов, то вы трижды подумаете, прежде чем заявлять что-либо против государства. Цель законодательства — просто исключить в стране противоположное мнение»