Недавно принятый в Грузии «Закон о прозрачности иностранного влияния» не только ограничивает деятельность неправительственных организаций, но и существенно влияет на качество жизни и политическое участие этнических меньшинств.
Содержание «российского» закона особенно важно для этнических меньшинств, чьи жизненно важные права и возможности участия уже ограничены в Грузии. Этот закон, который продвигается как способ ограничить «влияние иностранных держав», сравнивают по своему содержанию и воздействию с российским законом об «иностранных агентах».
Эрмине Вирабян, журналист-фрилансер, прожившая в Грузии три года, подробно объясняет последствия закона, особенно для армянской общины Джавахети. По ее словам, этнические армяне, которые в основном проживают в южном регионе Грузии, лишены многих возможностей: от основных гражданских прав до политической интеграции.
«Армянская община Джавахети на протяжении десятилетий находилась в политической маргинализации. Государство не предоставляет им необходимых возможностей, в результате чего община зачастую становится инструментом интересов политических элит», — говорит Вирабян.
Этот закон очень опасен для неправительственных организаций, которые зачастую являются единственным звеном, поддерживающим армянскую общину и другие меньшинства в Джавахети. Деятельность этих организаций ограничена, а это значит, что сообщество может лишиться последней жизненно необходимой для него поддержки.
Инициаторы закона утверждают, что он направлен на «прозрачность внешних сил», однако Вирабян подчеркивает его двусторонний характер. «Что это за прозрачность, когда то же самое российское влияние считается легитимным и даже охраняемым государством? О какой прозрачности может говорить партия, вся структура которой представляет собой непрозрачную, коррумпированную систему? Это всего лишь манипулятивный трюк для усиления контроля».
По мнению Вирабяна, ажиотаж вокруг закона усиливает и без того существующую напряженность среди этнических меньшинств. Особо был отмечен тот факт, что 90% голосов, полученных в результате выборов в Ниноцминде, были отданы правительству, что вызвало большой резонанс грузинской общественности. «Сегодня этнические меньшинства рассматриваются как угроза, которая разжигает этническую ненависть», — говорит она.
Помимо внутренних проблем, закон также оказывает большое влияние на общее политическое и социальное поле Южного Кавказа. Вирабян подчеркивает, что такие подходы углубляют проблемы региона, способствуют эмиграции, экономическому регрессу и усилению российского влияния.
Сегодня грузинское общество сталкивается с риском диктатуры. После вступления закона в силу, как отмечает Вирабян, общественность сталкивается с усилением контроля и ограничений.
«Этот закон не только не предотвращает влияние иностранных сил, но и углубляет его. Он угрожает как демократии Грузии, так и стабильности всего региона», — заключает Вирабян.