Закон об иноагентах и «Права на свободу мнения, информации, средств массовой информации и Интернета»

Закон об иноагентах и «Права на свободу мнения, информации, средств массовой информации и Интернета»

Конституционный суд Грузии в сентябре этого года начал рассмотрение четырех исков против т.н. закона «об иноагентах».
В одно дело объединены обращения президента Грузии Саломе Зурабишвили, более сотни неправительственных организаций, 38 оппозиционных депутатов (на тот момент) парламента Грузии, а также двух медиаорганизаций, специализирующихся на журналистских расследованиях.
Истцы говорят о том, что закон который был принят большинством парламента от партии «Грузинская мечта» противоречит разным положениям Конституции Грузии, «вызывает стигматизацию гражданских организаций и СМИ, препятствует их деятельности» и в конечном счете может привести к их ликвидации.
По мнению истцов, в числе других прав, которую гарантирует Конституция и нарушает новый закон, 17 статья Конституции Грузии, которая защищает свободу выражения мнений, ассоциаций и права на личную неприкосновенность. Хотя закон «об иноагентах» сам по себе не предусматривает прямое лишение свободы или аресты, он может создать условия для правовых и политических преследований, что в долгосрочной перспективе может повлиять на соблюдение принципов, закреплённых в Конституции.
Эта статья служит важной гарантией прав и свобод человека в Грузии, обеспечивая защиту от незаконных действий со стороны властей и сохраняя личную свободу граждан.

«Статья 17. Права на свободу мнения, информации, средств массовой информации и Интернета (23.03.2018 N2071)

  1. Свобода мнения и его выражения охраняется. Не допускается преследовать человека ввиду мнения и его выражения.
  2. Каждый человек имеет право свободно получать и распространять информацию.
  3. Средства массовой информации свободны. Цензура не допускается. Государство или отдельные лица не имеют права на монополизацию массовой информации или средств ее распространения.
  4. Все имеют право на доступ к Интернету и свободное пользование Интернетом.
  5. Ограничение указанных прав допускается только в соответствии с законом для обеспечения необходимой в демократическом обществе государственной или общественной безопасности или территориальной целостности, защиты прав других лиц, предотвращения разглашения информации, признанной конфиденциальной, или независимости и беспристрастности суда.
  6. Законом обеспечивается независимость Общественного вещателя от государственных ведомств и его свобода от политического и существенного коммерческого влияния.
  7. Институциональная и финансовая независимость национального регулирующего органа, созданного для обеспечения защиты медиаплюрализма, реализации свободы выражения мнения в средствах массовой информации, предотвращения монополизации массовой информации или средств ее распространения, а также прав потребителей и предпринимателей в сфере вещания и электронной коммуникации, гарантируется законом».

Дело рассматривается пленумом Конституционного суда Грузии. Процесс рассмотрения дел в Конституционном суде может занимать различное время в зависимости от множества факторов, таких как сложность дела, перегруженность суда и приоритетность рассмотрения. Важным моментом является то, что Конституционный суд может вынести различные решения относительно конституционности закона, и каждое из них будет иметь разные юридические последствия: