Грузинские эксперты по экономическим вопросам, опрошенные корреспондентом «Кавказского узла», разошлись в оценке причин новой волны девальвации лари. Они уверены, что на этот процесс влияет целый ряд факторов, как внутренних, так и внешних, — прежде всего, недоверие населения к лари и дефицит иностранной валюты.
Бывший член совета Национального банка Грузии, доктор экономических наук Михаил Токмазишвили уверен, что в настоящее время Грузия зависит от импорта, который требует наличия иностранной валюты, не обеспеченной экспортом грузинских товаров.
«По этой причине постоянно наблюдается огромный торговый дефицит и курс лари падает, либо остается на прежнем уровне. Кроме того, есть и другие факторы – неконкурентоспособность экономики Грузии, недоверие к национальной валюте, в том числе и при накоплении средств – граждане стараются делать накопления в иностранной валюте. Все это оказывает влияние на курс лари», — отметил эксперт.
Он сообщил, что в настоящее время импорт превышает экспорт в 4,5 раза, что составляет больше одного миллиарда долларов. Граждане страны, работающие за границей, в основном, в России и в Украине, по его словам, не могут обеспечить Грузию иностранной валютой в необходимом объеме.
«По очень приблизительному расчету, для обеспечения стабильности национальной валюты экономике Грузии не хватает около 2 миллиардов долларов», — подчеркнул Токмазишвили.
По его словам, на дальнейший рост девальвации лари может повлиять два основных фактора — закрытие Россией торговой линии с Грузией и развитие низкими темпами грузинской экономики. По его мнению, негативно на курсе лари скажется и осенний отток туристов. Для предотвращения дальнейшей девальвации лари Токмазишвили предлагает продолжить радикальные реформы в экономике и бизнес-секторе, а также оказывать помощь малому и среднему бизнесу.
«Власти предприняли некоторые хорошие шаги и необходимо продолжение этой политики – договор с Европой о свободной торговле. Однако для использования этого рычага нужно переориентировать всю экономику, для этого нужна стратегия. Стратегия разработана, но непонятно, каким образом она будет использована и внедрена в экономику. Есть идеи и политические ориентиры, но нет плана работы, плана действий», — отметил Михаил Токмазишвили,передает Грузия онлайн.