По мнению экспертов, безнаказанная ценовая политика ведущих игроков на топливном рынке обусловлена бездействием государства.
За последние две недели в Грузии существенно выросли цены на бензин. Сегодня Ассоциация молодых финансистов и бизнесменов выступила с заявлением о том, что ценовая политика крупнейших операторов топливного рынка противоречит мировой практике ценообразования.
На сегодняшний день мировые цены на топливо формируются в соответствии с данными международной системы PLATTS, где тонна бензина стоит 578 долларов. После уплаты всех налогов в Грузии (акциз – 500 лари, расходы на транспортировку – 60-80 лари, НДС – 288 лари) оптовая цена литра бензина марки Super на внутреннем рынке находится в районе 1 лари 74 тетри. Розничная цена же на АЗС колеблется в диапазоне 2 лари 30 тетри – 2 лари 40 тетри, соответственно, маржа реализаторов – на уровне 70 тетри с литра топлива.
По мнению вице-президента Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов Пааты Баирахтари, налицо сговор основных игроков рынка:
«Если проанализировать ситуацию на мировых рынках, то местные компании мгновенно отреагировали на повышение цен на сырую нефть, а ведь данная тенденция еще не нашла отражения в котировках международной системы PLATTS. И если на протяжении последнего периода нефть подорожала в среднем на 4%, то грузинские АЗС синхронно повысили стоимость бензина на 7%. На сегодняшний день крупные брендовые компании беспрепятственно работают с очень серьезной маржей. Трудно назвать причины, почему это происходит».
У реализаторов топлива своя версия повышения. По словам главы Союза импортеров и реализаторов нефтепродуктов Вано Мтвралашвили, компании внимательно отслеживают ситуацию и повышение цен на топливо обусловлено рядом причин:
«Во-первых, за последнее время лари значительно подешевел, но основной причиной все же является рост мировых цен на нефть, которые выросли на 15-18%. Разумеется, рынок отреагировал на эту тенденцию. Это официальные цифры, и мы обязаны реагировать – в итоге корректировка произошла несколько раз в районе 8-10 тетри за литр. Необходимо подчеркнуть, что повышение цен затронуло не только известные бренды, но и 30 средних и мелких компаний, так что сложно говорить о каком-то сговоре на рынке».
По мнению Пааты Баирахтари, безнаказанная ценовая розничная политика ведущих игроков обусловлена бездействием государства. Эксперт напомнил ситуацию 2015 года, когда Агентство по конкуренции усмотрело в действиях пяти ведущих операторов рынка топлива элементы картельного сговора. Сумма штрафов тогда составила 55 миллионов лари. Однако затем все компании оспорили действия антимонопольного ведомства в суде, и в итоге азербайджанская «Сокар» выиграла суд второй инстанции, вернув на повторное рассмотрение сумму штрафа в 14 миллионов 300 тысяч лари:
«Надо прямо признать, что нефтяное лобби в Грузии оказалось не по зубам ни одной власти. Иначе никак нельзя объяснить, что суд второй инстанции отменил решение городского суда и вернул его на повторное рассмотрение. Фактически этим был перечеркнут прецедент, когда государство «ударило по рукам» недобросовестным игрокам. Нефтяные игроки не пожалели времени и средств, чтобы переиграть в свою пользу поначалу проигранный спор. Это печально вдвойне, так как ситуация без изменений остается на фармацевтическом и других рынках, где, несмотря на подозрения в ценовом сговоре, реагирования со стороны Агентства по конкуренции так и не произошло».
В целом, по словам эксперта, несмотря на появление на рынке до 30 новых игроков, они не оказывают существенного влияния на цены, так как контролируют всего около 18% рынка. Львиная доля импорта также приходится на пять брендовых владельцев АЗС.