Нуне Мзыкян каждый день проходит шесть километров из дому до работы и обратно. Она живёт в районе Ходжабек, а работает в другом конце города, в детском садике.
Чтобы вовремя быть на работе, из дому выходит за час раньше. Если не идти пешком, почти вся зарплата уйдёт на такси. Об этом жалуется и Варсеник Чомарян. Из «Норашена» до центра ей тоже приходится идти пешком два километра.
«Каждый раз невозможно вызвать такси, нет столько финансов», – говорит Варсеник.
«Особенно зимой невозможно идти пешком, ведь дорога очень длинная. Дети часто болеют. У многих нет возможностей каждый раз вызвать такси. Хотя бы для нашего микрорайона Норашен предоставили бы одну маршрутку. Очень трудно детям с тяжелыми школьными сумками проходить столько километров пешком».
Окраина города Ниноцминда «Норашен»: Фото Гаруша Арзуманяна
На окраине города не развита инфраструктура, нет даже продуктовых магазинов. Поэтому за покупками приходится идти в центр.
«Как минимум 40 минут нужно, чтобы пройти этот путь, а потом и обратно. Раньше при советской власти был автобус, я работала на швейной фабрике и часто пользовалась общественным транспортом, а сейчас ничего нет», – говорит Асмик Гороян. И ностальгию советских времён в старшем поколении объясняет подобными неудобствами.
Окраина города Ниноцминда «Ходжабек»: Фото Гаруша Арзуманяна
Проблема отсутствия муниципального транспорта волнует не только горожан. Из 31-го села Ниноцминдского Мунициплитета транспорт обслуживает только 12. В зонах Эштия, Дилиф и Гандза ездят старые, амортизированные маршрутные такси.
Транспорт частный, и владельцы не несут какую-либо ответственность перед муниципалитетом. По словам жительницы села Эштия Мартина Ароян, в микроавтобусах пассажирам приходится преодолевать много неудобств.
«Сидения маршруток изношены и очень жестки. 15 километровая дорога на маршрутках кажется целой вечностью»,- говорит житель села Эштия Мартина Ароян.
По статистике в Грузии из 130 000 транспортных средств, вес которых превышает 3,5 тонны, а также для машин, у которых восемь или более пассажирских мест прошли техосмотр 90 000. По словам же водителей Ниноцминды во время техосмотра проверяется все, особо на состояние сидений не обращается внимание, лишь проверятся наличие мест, предусмотренном в техническом паспорте.
«У нас практически все прошли техосмотр, за исключением тех, у которых автотранспорт практически не пригоден к эксплуатации»,- говорят водители маршруток.
В Ниноцминдском муниципалитете не устроена транспортная инфраструктура. Автобусные остановки разрушены и нет дорожных указателей. Житель села Мамзара, Галуст Манукян рассказывает, что из-за этого, зачастую гости, которые к ним приезжают, проезжают мимо их села.
«Нет дорожного указателя, чтобы водитель смог увидеть и повернуть в сторону сёл Мамзара и Гондура. Особенно ночью ничего не видно, водители проезжают мимо нашей дороги. Дорожный указатель был снят во время строительства железной дороги. Уже прошло около 5 лет так и не поставили новый дорожный знак»,- жалуется житель села Мамзара Галуст Манукян.
Разрушенная автобусная остановка у села М.Хорения: Фото Гаруша Арзуманяна
В экономической службе мэрии Ниноцминдского муниципалитета говорят, что дорожные знаки и сооружение автобусных остановок их не касается, это дело дорожного департамента. А проблему муниципального транспорта рыночная экономика сама отрегулирует.
«У нас на балансе только автобус, который был передан в Гандзинскую зону для рейса Ниноцминда-Гандза с 1999 года, однако это машина старая и вышла из строя. Каждый желающий может открыть частный рейс. Сейчас у всех свои микроавтобусы и есть рейсы Ниноцминда-Эштия, Ниноцминда-Гандза, Ниноцминда-Дилиф»,- говорит начальник экологической службы мэрии Ниноцминдского муниципалитета Саят Мкоян.
В муниципалитете Ниноцминда никакие изменения по отношению проблемы муниципального транспорта не планируются. А что касается транспортной инфраструктуры в бюджете 2019 года, то на установку трафаретов и знаков предусмотрено 10, 000 лари.
Сельские маршрутки в автостанции Ниноцминды: Фото Гаруша Арзуманяна
«Виды транспорта делятся на две группы: общественный транспорт – это вид транспорта, который финансируется из местного или центрального бюджета и частные структуры, когда центральное правительство приобретает право на междугороднее передвижение на основе регуляций и договоров. Обязанности муниципального транспорта лежат на муниципалитете, а что касается дисциплины маршрутов, нарушения, перегрузок, технического состояния транспортного средства- за всем этим должны следить соответствующие органы», — говорит Президент Автомобильной Федерации Грузии Шалва Огбаидзе.
По мнению эксперта, работа на магистральных дорогах выполнена на высоком уровне, результат хороший, что нельзя сказать о транспортной инфраструктуре города. Эта проблема должна решаться на уровне тендеров, которые проводит муниципалитет.
«Очень плохо, что после реабилитации дорог, проходит два три месяца и только тогда проводится восстановление мер безопасности дорожного движения как для автомобилей, так и для пешеходов. Это уже не Европейский стандарт, это стандарт развивающейся страны», – говорит Шалва Огбаидзе.
В Ниноцминдском муниципалитете проживают с выше 24 000 жителей, которым по разным делам приходится перемещаться по территории муниципалитета. Однако проблема отсутствия городского транспорта и не систематизированная структура сельских маршруток приводит к затруднению перемещения граждан и к дискомфорту. В 2019 году ситуация не изменится, так как местная власть не считает, что регуляция транспортной инфраструктуры на данном этапе -приоритетный вопрос в Ниноцминде.