Овцеводство в условиях пандемии стало еще невыгоднее

Овцеводство в условиях пандемии стало еще невыгоднее

В условиях пандемии коронавируса овцеводство в Ниноцминдском муниципалитете, которое было основным доход для крестьян, стало еще более невыгодным.

Ягнят, шерсть, молоко и сыр продают как отдельные продукты, однако из-за распространения коронавируса нет спроса и покупателей, продукт остался у производителей. Поголовье мелкого рогатого скота и без этого с каждым годом уменьшается.

По данным отдела сельского хозяйства мэрии Ниноцминдского муниципалитета, в 2017 году количество овец составляло 36 000 голов в 2018 году – 34 000, а в 2019 году — 18 000. Как видно из статических данных количество голов овец резко идет на спад и на это есть несколько причин.

В селе Пока Ниноцминдского муниципалитета овцеводством занимаются давно, но на невыгодность этого дела жалуются и там. Ваган Агаян – потомственный овцевод.

На ферме Вагана 150 голов мелкого рогатого скота. Ваган говорит, что спрос на овец и овечью продукцию особенно в этом году связи с коронавирусом еще более уменьшился, но выхода нет, он всю жизнь только этим и занимался.

«Всю жизнь я занимался животноводством, держал овец. Нашу продукцию берут по дешевой цене, а свою продают дорого. И сыр и мясо — все дешево стоит на рынке. На один килограмм сыра — два килограмма помидоров. В прошлом году я сыр подал за 13 лари килограмм, а в этом году вообще не смог продать, нет спроса. Только покупают те, которые знают вкус сыра. Цена ягненка связана с тем, в каком состоянии товар. Хороший ягненок с весом 20 -25 кг продается за 220-230 лари, а овец за 250 лари и то продажа происходит на месте.

Покупатели местные: из нашего села, из сел Гандза, Арагял или же мы у них покупаем. В основном покупатели приходят в осенний период. В прошлом году товар имел цену, а в этом ничего не смогли продать — все осталось в селе. Шерсть вообще не продается, все выбрасываем в реку. Нет пункта приема, чтоб где-то сдать. Если так продолжится, люди будут обворовывать друг друга, чтобы выживать», – говорит Ваган и жалуется, что на проживание доход от овцеводства не хватает.

Пастух за стадом ухаживает по старому методу предков и говорит, что необходимо особенно ухаживать за ягнятами, они как дети, если все вовремя не сделать, то невозможно получить здоровых овец. Ваган Агаян рассказывает, что содержание одного барана в год обходится в 120 лари — 150 лари, а продаётся с трудом.

Отсутствие пастухов – ещё один фактор сокращения количества мелкого рогатого скота. Местные жители неохотно идут на эту работу, фермеры вынуждены искать пастухов в других муниципалитетах, но и это не решает проблему. Кроме этого, большинство фермеров не доят овец, так как нет доярок. Для получения молока от 500 голов овец нужны минимум 10 доярок. А дойка трудоёмкая работа. Одна овца даёт пол-литра молока в день.