Пришло лето, и несмотря на то, что коронавирус никуда не исчез, со снятием регуляций у людей появилась надежда: те, кто весь год работали, надеются на отдых, а те, кто в Ниноцминда хотели развить свой бизнес, надеются на месте увидеть туристов.
Один из главных мест отдыха остаётся Аджария, хотя в муниципалитете хорошо помнят прошлогодний опыт. Курорт стал основным очагом распространения коронавируса и среди заболевших были Ниноцминдцы.
Коронавирусом заразился дядя одного из Ниноцминдцев, который отдыхал на море. От него вирус подхватил племянник. Он настолько был травмирован отношением общества к нему из-за заболевания, что, рассказывая свою историю не хочет называть имя.
«Я заболел коронавирусом в конце сентября после того, как мой дядя посетил море и подхватил вирус там и я от него заразился. Общественность боялось и когда встречали нас такой был страх, как будто инопланетянин спустился с небес. Все сдерживались от общения со мной. У меня не было никаких проблем со здоровьем у меня был бессимптомный вид только тест был положительным и все. Я на днях хочу вакцинироваться так как вакцина более надежна, и кроме того, все ограничения будут сняты для вакцинированных людей. В этом году я лично хочу поехать на море и надеюсь, что в этом году будет более надежно».
Есть и такие, кто отдохнул на море в 2020 году и планируют поехать и в этом году. Григор Саакян после учебы начал работать на стройке. За целый год копил деньги, чтобы летом с друзьями оторваться от будней пандемии. Уже ищет, где остановится в Батуми. Говорит, что пандемия имеет и положительные стороны — цены на проживание и отдых, для него стали доступными.
Несмотря на пандемию у Григора с друзьями остались яркие воспоминания. Потому и хотят опять поехать в Батуми.
В отличии от нашего героя, который не захотел назватся, Григор не собирается вакцинироваться, говорит что главное соблюдать все нормы предосторожности.
Более сложно обстоят дела по отношению внутреннего туризма Ниноцминдского муниципалитета. За прошлый год основная часть гостиниц, практически не функционировала.
Карен Бдоян один из тех, кто из-за пандемии закрыл свою семейную гостиницу. Он выстроил маленькое помещение с двумя номерами. До пандемии там останавливались туристы. Во время пандемии Карен решил сдать комнаты и теперь в одной части помещения мастерская по починке телефонов а в другой тату салон.
«Содержание гостиницы обходилось и без того очень дорого, так как приезжие оставались в основном не долго, на один или два дня, а для этого нужно каждый раз очистить комнату поменять белье и тому подобное. Если бы туристов было много и оставались допустим одну неделю, то было бы хорошо. В нашем муниципалитете приезжают туристы из-за того, что есть национальный парк Джавахети, наблюдают за птицами. Однако за последние два года туристов очень мало», — говорит Карен Бдоян.
Пандемия коронавируса и отсутствие туристов повлияло и Национальный парк Джавахети, снизились доходы. По данным администрации парка, в 2019 году, ежемесячный доход составлял 7000 лари. В основном прибыль они получали от спортивной и любительской рыбалки. Для туристов плата за рыбалку составляет 10 лари, для местных 5 лари. В 2020 году доход снизился до 3500 лари.
Летом 2020 года редко кого можно было встретить, объездив весь национальный парк Джавахети. В текущем году туристы появились. Радио «НОР» встретила группу из 12 человек на озере Мадавтап. Среди туристов были представители Индии и Австралии, также и местные туристы из разных уголков Грузии.
Житель Гори Гиорги Ахалкатцишвили еще в прошлом году собирался посетить Джавахети, но его план изменила пандемия. Боясь заразится коронавирусом он решил остаться дома. Однако за год приспособился жить в условиях коронавируса и решил больше не откладывать планы, и путешествовать по стране применяя те меры предосторожности, которые необходимы для превенции.
«Ношу маску, держу дистанцию и часто мою руки», — говорит Гиорги.
Рейнджер национального парка Гагик Маркосян рассказывает, что до пандемии коронавируса очень много туристов было из Европы, Прибалтики и России, но сейчас в основном приезжают местные, из разных регионов Грузии. Уже полтора месяца, как в национальном парке появились посетители, среди них и иностранцы.
Коронавирус повлиял и на развитие туристического бизнеса. Два года назад, в селах Ждановакан и Самеба начали строить семейные гостиницы и ресторан, рассчитывая на туристов, но пандемия затормозила этот процесс. В настоящее время в селе Самеба один Guest House, который был построен 2015 году, где туристы могут остаться и попробовать экологически чистую молочную продукцию Джавахети.
По данным Национальной администрации туризма, из-за пандемии коронавируса в 2020 году Грузию посетило на 80,4% меньше международных визитеров, чем в 2019 году. В 2020 году в страну приехали лишь 1,5 миллионов иностранцев, когда их число в 2019 году составило 7,7 миллиона. Если эти данные перевести в деньги, Грузия потеряла 2 миллиарда долларов США.
Несмотря на потери, летом, вместе с очень малым количеством туристов, появилась маленькая надежда, что что-то изменится, и как минимум, научимся жить в условиях коронавируса, — отдыхать и делать бизнес. Но если учесть примеры других стран, более ли менее вернутся к жизни до пандемии удалось лишь тем, где большинство населения вакцинировалось. Это единственный шанс безопасно принимать гостей и ездить отдыхать.