Если вы молодая пара без детей и животных, родились и выросли в Армении, не курите и не пьете, у вас нет друзей, которые могут прийти к вам в гости, добро пожаловать в Ереван. Если нет — будьте готовы к проблемам с наймом квартиры в столице.
В Ереване проживают около половины жителей Армении – более одного миллиона человек. В 2020 году в Ереване было заключено 52 процента от общих сделок по аренде квартир. Тем не менее тут можно столкнуться с серьезными проблемами при поиске и аренде квартир. Одна из главных – высокая и продолжающая расти сумма аренды. Она становится неразрешимой проблемой для людей, получающих минимальную зарплату, и тяжелым бременем для тех, у кого не самые высокие доходы.
При этом в отличие от сделок по купле-продаже, сделки по аренде в Армении обычно заключаются без контрактов. Отношения квартиросъемщика с владельцем остаются «в тени» – на уровне устных договоренностей. Это позволяет владельцам квартир не только устанавливать любую сумму за аренду и не платить при этом налоги, но и проявлять дискриминацию по отношению к потенциальным клиентам.
Истории тех, кто по разным причинам столкнулся с проблемами при попытке снять квартиру в столице Армении.
«Карабахцы должны жить в Арцахе»
Лусинэ Давтян из Степанакерта. После замужества, в 2013 году, она переехала из Нагорного Карабаха в Ереван, но к здешней жизни так и не приспособилась. В 2019-м Лусинэ вернулась в НК. Но осенью 2020 года началась война в Карабахе, и ее семья уже вынуждена была переселиться в Ереван.
Говорит, что во время войны ей легко удалось найти квартиру по найму, но хозяин вскоре вернулся из-за рубежа, и начались многомесячные поиски другого жилья. Квартиру найти никак не удавалось.
«Несколько раз я слышала от брокеров, что сдавать квартиру карабахцам не хотят. Нам не объясняли, в чем дело, мы общались через брокеров. Мне бы самой не хотелось снимать квартиру у таких людей․․․ Несколько месяцев не могла найти квартиру, поэтому жили в пригороде», — рассказывает Лусинэ.
По ее мнению, причина кроется в государственной политике Армении, которая методично подводит к тому, что «карабахцы должны жить в Арцахе, а не в Армении».
Самый популярный способ найти квартиру в Армении – поиск на сайте List.am. Именно здесь чаще всего размещают информацию как хозяева квартир, так и брокеры. Но Лусинэ уже выяснила для себя, что здесь много и неактуальных объявлений – о квартирах, которые уже заняты или освободятся через несколько месяцев.
«Кому ни звонила, в первую очередь, спрашивали, кто будет проживать, сколько лет детям. Причем, речь идет о квартирах с советским ремонтом и мебелью того же периода, а не сделанных по последнему слову. И то им жалко – хотят получить максимальную плату, но чтобы квартира использовалась по минимуму. Предпочтительный вариант – одинокая работающая женщина или молодая пара, у которой еще нет детей», — говорит Лусинэ.
«Семьям с детьми не сдается!»
Меруж Ташчян – экономист, ему 29 лет. Квартира ему нужна была несколько лет назад, когда его сын только родился. Этот период для него уже в прошлом, он с женой и трехлетним ребенком живет в собственном доме. Теперь уже с улыбкой вспоминает дни, когда с новорожденным на руках они с женой искали квартиру в Ереване. Меруж рассказывает, что говорил один из хозяев, когда отказался сдать квартиру:
«Он нам объяснил, что у него в квартире новая мебель и ремонт, ребенок может испортить, сломать, дом может сгореть в пожаре… Тогда мы сняли квартиру у наших знакомых, избежав лишней головной боли и межличностных проблем.
Я заметил такую закономерность: когда человек ремонтирует квартиру на последние сбережения и собирается ее сдавать, то его требования достигают максимума. А в случае найма квартир за 150 тысяч драмов [около $300] и выше подобных аномалий вроде не наблюдается».
«Вход мужчинам – только с женщинами»
Одиноких мужчин владельцы квартир тоже не жалуют, особенно если у них есть домашние животные.
«Одиноким мужчинам квартиру не сдают, потому что опасаются, что они все в ней испортят, а сам дом превратят в бордель. О собаке и не говорю, я даже скрывал, что у меня есть собака и прятал ее в доме», — рассказывает Эмин Оганджанян.
Он начал снимать жилье примерно три года назад, за это время поменял три квартиры.
«Когда ходишь смотреть квартиры, обычно первый вопрос хозяина, как будете жить – один или с семьей. От этого ответа многое зависит. Несколько раз я отвечал, что буду жить один, и по их реакции понимал, что мне откажут.
Поэтому в дальнейшем я стал говорить, что буду жить со своей девушкой. Многие даже в этом случае не соглашались сдать квартиру. И я начал говорить, что она моя невеста, вот это был приемлемый для них вариант», — рассказывает Эмин и с облегчением вздыхает – сейчас с женой живут в собственном доме, который удобен и для собаки.
«Молодой девушке не сдаем»
Агавни Навасардян – фотограф, она переехала в Армению из России два года назад. Начала искать квартиру, когда поняла, что останется здесь надолго.
«Первое, что спрашивали, кто будет жить в квартире. Когда я отвечала, что только я, отказывали: «Не сдаем квартиру одиноким девушкам». Один из владельцев даже сказал: «Я же не сумасшедший – устроят в моем доме бардак, будут приводить кого не надо, и пойдут слухи о моей квартире», — вспоминает Агавни.
Хозяева к тому же держат под постоянным контролем саму квартиру и ее жителя.
Агавни с трудом, но удалось убедить сдать ей квартиру, после чего нужно было соседям и хозяину дома доказывать, что она девушка, «придерживающаяся высоких нравственных ценностей».
«Когда я только переехала, тут все косо смотрели на меня. Кто-то у нас в подъезде курил, и сосед по площадке намекал мне, чтобы я предупреждала своих гостей – не курить тут. Хотя у меня никогда гостей не бывает. Все это закончилось тем, что однажды я обо всем прямо поговорила с соседями, начала участвовать в жизни дома, решать важные для жителей проблемы… Сейчас, можно сказать, мы немного подружились», — рассказывает Агавни.
«Котам тут не место»
«Мы молодая пара и у нас есть кот. Второй месяц пытаемся с мужем найти квартиру. Перепробовали все – и онлайн-объявления, и разных брокеров. Ничего не выходит», — жалуется Нуш Абян.
Она работает в сфере цифровых технологий, занимается дизайном и анимацией. Говорит, что квартиру не удается найти «из-за хозяев, которым противны коты».
«Как только узнают о коте, говорят: «Никакого кота в моем доме не будет». И вешают трубку. Пытаешься объяснить, что мы ответственны за своего питомца, что в договоре обязательно будет пункт о компенсации, какой снимем квартиру, такой и вернем. Они отвечают: «Нет, мне коты противны, они линяют». Но ведь жить в этой квартире будешь не ты, уважаемый, и линька кота никак тебя не коснется. Коты – самые чистоплотные животные, насколько мне известно».
Нуш возмущает эта нетерпимость к домашним животным, говорит, что в России ситуация кардинально отличается:
«Летом мы ездили в Петербург. Все наши друзья там живут на съемных квартирах, и у них есть разные питомцы. Мы тоже поработали и пожили там какое-то время. Когда попросили друзей найти нам квартиру, все хозяева, даже не задумываясь, соглашались сдать квартиру. Там особое отношение к животным».
Нуш утверждает, что культура отношений хозяев и жильцов в Армении еще на очень низком уровне, и вспоминает слова одного из брокеров:
«Он говорил, что никто не захочет пустить кота в свою отремонтированную квартиру. То есть если у тебя есть питомец, то тебе либо придется остаться на улице, либо жить в развалюхе без нормальных коммунальных удобств. А цена за нее по каким-то причинам не будет отличаться от отремонтированной квартиры. Не говоря уже о ненормальных соседях, которые могут угрожать, что убьют твоего кота».
Нуш считает, что если так и продолжится, то любителям животных придется просто выехать из страны:
«В собственной стране фактически чувствуешь себя лишней, тебе как бы негде жить, да и надежды нет, что когда-нибудь что-то изменится. А купить собственную квартиру в 25-26 лет удается не каждому, хоть мы и стремимся к этому. Печально, что я должна покинуть свою страну, даже если временно». jam-news.net