В условиях пандемии Коронавируса, из-за не функционирования или-же отсутствия сельских амбулаторий, все больше затрудняется жизнь жителей муниципалитета.
Из –за отсутствия медпунктов, в селах медсёстры и врачи вынуждены принимать больных и оказывать медицинскую помощь в собственных домах.
Анна, (имя которой по ее просьбе изменено) жительница села Дилиф. недавно болела коронавирусом, хотя тест показал отрицательный. Она занималась самолечением.
“ Первые два дня температура была 37,6, не чувствовала запахи и вкусы, которые восстановились через четыре дня. У меня была легкая форма, поэтому не обратилась к врачу. В этот период было очень много заражённых людей. К этому времени болели и врачи, в том числе и наш семейный врач”.
Анна две недели находилась в самоизоляции. Необходимые покупки делали знакомые. В этот период семья ни с кем не общалась, чтобы никого не заразить. Анна принимала жаропонижающие лекарства, витамины C, D, Цинк, была всегда в движении и часто принимала душ. Прочитал совет в интернете так и лечилась. Болезнь перенесла в лёгкой форме, хотя сложно было не выходить из дому.
«В этот период хотела обследовать легкие, но в нашей больнице не делают КТ (компьютерную томографию), поэтому не обратилась в больницу. Сейчас чувствую себя очень хорошо, все эти недомогания давно прошли. Эта болезнь очень опасная. Люди должны отнестись с большой ответственностью и соблюдать все нормы безопасности»,-рассказывает Анна.
Жители сел жалуются, что не у каждого есть возможность поехать в город на лечение. А это нужно делать даже в элементарных случаях. Нужен транспорт, которого в данный момент нет нигде, надо искать кого — та с машиной и со свободным временем, а это сложно. Если бы в селах были условия лечить хотя — бы от легких заболеваниях, то было бы намного легче.
В села Ханчалы медпункт давно построен, но не работает.
«В случае болезни звоним в скорую, или же знакомому врачу, держим связь и с нашей медсестрой».
Один из жителей села Тории говорит, что тогда, когда даже в Ниноцминде нет нормальной больницы, сельской амбулатории никто не уделит внимание.
«Наше село находится далеко от города, поэтому очень важно, чтобы в селе работал медпункт. Построили в этом году, но до сих пор не открыли. Каждый раз даже при элементарных случаях мы должны поехать в город, или же звонить в скорую. В случае болезни обращались в районную больницу, однако помощь не получили. А так консультируемся с нашим сельским врачом, по телефону. Но было бы хорошо, чтобы на месте были врачи и медсёстры».
По программе правительства, в 2019 году в Ниноцминдском муниципалитете было построено в целом в восемь сельских амбулаторий в Ждановакане, Б. и М. Ханчалах, Мамзара, Б.Гондура, Джиграшен, Тория, Б.Арагял и Тамбовке. В селе Сатха провели ремонт. На проект из регионального Фонда Развития было выделено 584 000 лари. Амбулатории собраны из сэндвич панелей, обустроены санузлами и обогревателями. Но не проведено электричество, нет газификации, и нет инвентаря.
По сегодняшним данным, из 31 села Ниноцминдского муниципалитета амбулатории, которые работают более ли менее в нормальных условиях находятся только в трёх населенных пунктах. В остальных населённых пунктах медсестры пациентов принимают у себя дома. На все сёла муниципалитета всего 17 врачей, то-есть, один на три села.
Недавно Министерство здравоохранения для трех амбулаторий Ниноцминдского муниципалитета передал соответствующий инвентарь. Но из-за того, что о ново постройки не сданы в эксплуатацию, оборудование находится в здании скорой помощи.
На данный момент в селах Ниноцминдсклго муниципалитета амбулатории фактически расположены в частных домах. Фельдшер в домашних условиях проводит вакцинации и принимает больных.
Авакян Кнарик уже 30 лет работает медсестрой в селе М Ханчалы. Также, 10 лет как обслуживает и село Катнату. Ей часто приходится ездить из одного села в другое, но на транспорт и дополнительные расходы деньги не предусмотрены.
«Конечно трудно работать в сельских условиях медсестрой. У нас почти ничего нет, никаких оборудований. Но очень приятно, что твою работу в первую очередь ценят жители. Врач приезжает в неделю один — два раза».
Трудно работать без медпункта. В селе он пока не действует. Пациентов принимает дома или ходит к ним, прививки детям тоже делает дома. Во время пандемии ей еще сложнее оказывать помощь в таких условиях.
«В этот период наша работа увеличилась, бывает дни, что шесть-семь домов обходим, бывает один. Специальной униформы у нас нет, пациентов принимаем в маске и в перчатках. Специального тренинга о коронавирусе не было, но на месте, в Ниноцминде нас обо всем проинформировали, и я всегда держу связь с нашим врачом. Если будет медпункт со всеми условиями, наша работа в двойне облегчится.»
На вопрос, были ли зафиксированы случаи коронавируса в селе, медсестра ответила, что тестирование в никто не проходил. По жалобам жителей, — потеря вкуса, высокая температура, проблема с дыханием, она предполагает, что многие переболели. Эти пациенты лечились по назначению врача.
В селе Эштия амбулатория находится в частном здании, которое передала церковь во главе пастыря села Тер Антона.
Амбулатория обслуживает 2 800 жителей села. Тереза Овсепян, которая уже более 50 лет работает в Эштия врачом, рассказала что с ей помогают две медсестры. В здании две комнаты – процедурная и приёмная, где проводится, вакцинация и принимают больных. В амбулатории есть холодильник, стерильные материалы, маски перчатки, халат, дезинфицирующие средства.
«Работа врача всегда была тяжёлой: бессонные ночи, переживания за пациентов. Работаю как в бригаде скорой, так и семейным врачом. Также работала в районной клинике в стационаре. До недавнего времени почти каждый вызов был с симптомами коронавируса, в день по пять-шесть вызовов, были и летальные случаи от новой коронавирусной инфекции, сейчас уже спад пошел, это к лучшему. У нас еженедельно проводятся онлайн консультации. Мы прошли тренинги на тему COVID-19».
Для превенции или ще при заболевании коронавирусом Тереза советует принимать много жидкости, фрукты, овощи, и побольше двигаться. Врач говорит, что даже тогда, когда есть две комнаты где можно работать, условия не соответствующие. В остальной части здания расположен детский сад.
«Я считаю, что это не вечно, во всех селах должны быть государственные амбулатории. По этому вопросу я обратилась в мэрию, чтобы наше село было включено в проект постройки государственной сельской амбулатории 2021 года. Обещали помочь в этом вопросе. Необходимые препараты у нас есть, но нам также необходимы аппараты ЭКГ (Электрокардиография), пульсоксиметр (аппарат, который измеряет уровень кислорода в крови), которые обещали приобрести до конца этого года. Мой долг и моя работа всегда находиться рядом с пациентами».
Мэр Ниноцминдского муниципалитета Анивард Мосоян говорит, что из-за эпидемической ситуации в 2020 году, строительства новых амбулаторий не профинансировали. Хотя, мер утверждает, что сельские амбулатории не облегчили-бы ситуацию в сёлах, так как не имеют отношения к коронавирусу и лечение пациентов с Ковидинфекцией невозможно в условиях амбулатории.
«Эти девять амбулатории должны были передать Министерству здравоохранения, чтобы потом приобрести соответствующие медицинские оборудования, однако из-за пандемии эти работы не были осуществлены. Теперь получили инструкцию, чтобы эти здания поставили на муниципальный баланс. И тогда можно провести и электричество, и газификацию, над чем уже работаем. Необходимо в новом бюджете предусмотреть данный проект и выделить определённую сумму. Что касается медицинского оборудования, уже постепенно Министерство Здравоохранения отправляет».
По словам Мера, к коронавирусу жители отнеслись несерьезно. Они не обращаются к врачу, не хотят пройти тест. с этим не согласны жители, которые обращались за тестированием, но им отказали из-за лимитированного каличества тестов.
«Больной̆, имея симптомы коронавируса, не обращается к сельскому врачу, а звонит своему знакомому доктору и просит, чтобы тот назначил дистанционное лечение. Старшее поколение и те, у кого хроническое заболевание, плохо переносят болезнь, иногда даже бывает смертельный исход».
Те жители, которые не знают, кто их сельский врач, могут связаться с сельским уполномоченным или обратиться к специалисту, которые свяжут их с врачом. Также люди, которые обратились для тестирования в больницу и им отказали, могут позвонить мэру или заместителям мэра.
Специалист по вопросам общественного здравоохранения, Акаки Зоидзе говорит, что идет комплектация сельских амбулаторий. В этом помогает всемирный банк.
«Было принято решение переквалифицировать 600 семейных врачей по всей стране, но, оказалось, что этого недостаточно. Никто не ожидал, что будет такой большой рост инфицированных, и такая большая нагрузка выпадет на первичное звено. Я думаю, что сейчас уже начался процесс переподготовки всех семейных врачей по стране».
По словам эксперта для лечения ковидпациентов есть один общий протокол, на грузинском, на армянском, на русском и на других языках на сайте Центра по Контролю Заболеваний.Семейные врачи должны давать одни и те же инструкции. Ннужен антибиотик или нет врач сам решае. Это зависит от осложнения . Лечение систематически дольен назначать врач.
«Во всем мире принято, чтобы врачи проконсультировали своих пациентов по телефону, что как раз предусмотрено в протоколе. А если есть серьёзные признаки, тогда уже нужно принимать мэры госпитализации. Советы очень простые: нужно принимать обильное питьё, вести активный образ жизни, изолироваться от других членов семьи, если есть возможность».
В Ниноцминдском муниципалитете кроме амбулаторий стоит проблема дефицита врачей. Специалист по вопросам здравоохранения говорит, что нехватка медперсонала наблюдалось и до пандемии и тут краткосрочные решения не помогут.
«Министерство, учитывая ситуацию с ковидом, может подумать о временном направлении врачей из других регионов, чтобы помощь была оказана вовремя.Чтобы замедлить темп распространения инфекции, никакая система, никакие семейные врачи не помогут. Рост инфицированных за короткое время намного превышает возможности системы здравоохранения. Одно дело ввести регуляции, другое дело придерживаться этим регуляциям. Мы не сможем приставить полицейского или контролера каждому человеку, чтобы они следовали регуляциям. Если человек сам не убедится, что нужны эти регуляции, чтобы защитить свое и здоровье своих близких, все это не будет иметь смысла. Нам пока нужно справиться с этой волной, самая главная задача сейчас это», – говорит Зоидзе.
Когда будет решена проблема сельских амбулаторий и каким образом справится государство с дефицитом медперсонала в муниципалитете Ниноцминда во время пандемии, какие тренинги и как часто проводятся для семейных врачей и медсестёр, также на многие другие вопросы мы хотели получить ответы от Министерства Здравоохранения. Попросили интервью и обратились писменно, но Гос учреждение так и не ответила на вопросы Радио НОР.
При условиях, когда мало врачей и те кто есть, не всегда доступны для жителей сёл, необходимо соблюдение всех норм, дистанцйи, ношение масок, гигиены — это залог устойчивости системы здравоохранения. А после будет возможность вакцинации многих людей, что замедлит распространение вируса.