Зачем Лавров едет в Ереван и Баку?
На первую половину мая запланирован визит главы МИД России Сергея Лаврова в Ереван (5-6 мая) и Баку (10-11 мая). Ожидаются встречи на высшем уровне в обеих странах. Что сулит региону эта поездка руководителя российского дипломатического ведомства? JAMnews собрал мнения политических обозревателей в Азербайджане и Армении.
Комментарий из Баку
Приезд Лаврова может иметь несколько целей, считает политический обозреватель Рауф Насиров.
«Глава российского МИД, возможно, хочет на месте ознакомиться с не четко озвучиваемыми претензиями официального Баку к Москве в связи с применением армянской стороной российских ракет «Искандер» по время второй карабахской войны.
Также у Баку есть вопросы к Москве по деятельности миротворцев в Карабахе.
А по итогам визита в Ереван Лавров сделает выводы о том, насколько прочно Пашинян держится у власти».
Мецаморская атомная станция в Армении
«Москва, возможно, хочет успокоить Азербайджан в вопросе Мецаморской АЭС в Армении (Баку требует ее закрыть), при этом что-то предложив взамен. Однако для визита Лаврова эта вероятность маловероятна — слишком «мелко» для него».
Уговорить Азербайджан войти в ЕАЭС
«Возможно, Азербайджану в очередной раз будет предложено войти в Евразийский экономический союз [ЕАЭС, создан под эгидой России, входят несколько постсоветских стран — JAMnews]. Этот вопрос не мог не подниматься во время недавнего визита в Баку президента Беларуси Александра Лукашенко.
Возможно, это торг: Москва хочет что-то предложить Баку в обмен на полное согласие на членство Азербайджана в этой организации. Не исключаю, что может быть прозондировано и желание Турции присоединиться к ЕАЭС, учитывая недавний неудачный ход Байдена в вопросе так называемого геноцида армян».
Москва хочет увеличить свой миротворческий контингент в Карабахе?
В Азербайджане активно обсуждаются предположения о том, что приезд главы российского МИД может быть связан с желанием Москвы увеличить контингент российских миротворцев в Нагорном Карабахе — и ради этого вступить с Азербайджаном в «торг» относительно Зангезурского коридора.
Это дорога, которая должна связать автономию Нахичевань с остальным Азербайджаном, и должна пройти частично через территорию Армении. Это привело к перманентным протестам в приграничной Сюникской области Армении.
Рауф Насиров, однако, считает эту версию несостоятельной:
«Россия не станет торговаться по поводу увеличения своего контингента в Нагорном Карабахе взамен на что-либо. Зачем ей это нужно? У Кремля всегда найдется козырь в рукаве.
Например, к моменту истечения срока пребывания российских миротворцев в Карабахе [истекает в ноябре 2025 года — JAMnews] Москва всегда сможет устроить какую-либо провокацию между вооруженными силами Азербайджана и Армении. Это может быть сделано и с участием тех же миротворцев, и несколько из них могут даже погибнуть. А затем Москва заявит, что выводить войска пока рано».
Армянские военные, удерживаемые в Азербайджане
«Еще одна версия того, о чем намерен говорить Лавров с лидерами обеих стран — это вопрос удерживаемых в Азербайджане армянских «военнопленных» [официальный Баку называет их «террористами», так как они были задержаны после окончания второй карабахской войны и ввода в конфликтную зону российских миротворцев — JAMnews].
Вопрос, конечно, будет поднят Лавровым. Его успешное решение повысит рейтинг Москвы в глазах армянской стороны и представит их истинными миротворцами. И Россия сможет бравировать этим и перед всем Западом, и перед сопредседателями Минской группы ОБСЕ [международная группа, которая фасилитирует переговорный процесс в карабахском конфликте с 1990-х годов — JAMnews].
Но все же вряд ли Лавров будет акцентировать внимание на этом вопросе. Это сложная задача, поскольку официальный Баку свое слово в этом вопросе уже сказал, заявив, что террористов возвращать не собирается».
Парад российских миротворцев в Карабахе 9 мая
Визит главы российского МИД построен в некоторой связи с планируемым в Нагорном Карабахе параде российских миротворцев в честь Дня победы во Второй мировой войне. В азербайджанском обществе на это реагируют остро негативно, хотя официальной реакции Баку не было.
Лавров побывает в Ереван до этого парада — 5-6 мая, а в Баку приедет уже после него, 10-11 мая.
«Азербайджан донес до Москвы свою позицию. Проводить парад победы в Ханкенди [армянская сторона называет этот город Степанакертом — JAMnews] или нет, решает Кремль. И тем самым там в очередной раз демонстрируют, что не собираются действовать в Карабахе по желанию и воле какой-либо из сторон, а намерены решать все самостоятельно. В некотором роде это тихая демонстрация силы», — считает Рауф Насиров.
Комментарии из Еревана
«Лавров пытается реализовать положения трехстороннего заявления по Карабаху от 9 ноября 2020 года и лоббировать идею сосуществования», — считает политический обозреватель Акоп Бадалян.
«России очень нужно снять напряжение на Кавказе, потому что по другим направлениям для нее имеются слишком острые и серьезные риски. Одним из таких рисков является конфликт между Киргизией и Таджикистаном.
Важный контекст — недавний телефонный разговор Путина с президентом Франции Макроном. Они договорились систематически работать в рамках Минской группы ОБСЕ и в ближайшие дни выступить с инициативами по вопросу Карабаха.
И этот телефонный разговор был непосредственно после признания президентом США геноцида армян в Османской Турции».
«В планах Лаврова могут быть вопросы, связанные с военной инфраструктурой в Сюникской области Армении (на границе с Азербайджаном).
Там решаются не только проблемы определения армянских и азербайджанских позиций, новых границ или новых угроз безопасности. Сюник всегда имел более широкое геополитическое значение, особенно в контексте предложенного Ираном транзитного коридора “Персидский залив — Черное море”.
На самом деле это вопрос отношений Ирана с Западом. И можно представить, насколько ревностно может относиться к этому Россия.
Для Армении это двойственная ситуация. Страна находится в предельной зависимости от России в плане безопасности, и сложно думать, что Армения имеет серьезные ресурсы противиться ей.
«Россия хочет утвердить свое военное присутствие в Карабахе и пытается получить для этого от Баку максимальные гарантии.
Кроме этого, Россия стремится конкурировать в Азербайджане с Турцией и Ираном».
«Тема военнопленных, конечно, будет обсуждаться, поскольку Ереван поднимает этот вопрос. И Россия заинтересована в его решении. Но вопрос в том, насколько она готова использовать для этого свой потенциал.
Москва, с одной стороны, не хочет идти на серьезные шаги, которые могут испортить или напрячь отношения с Азербайджаном и Турцией. А с другой стороны, Россия может использовать этот вопрос в качестве рычага давления на Армению», — считает Акоп Бадалян.
Именно эти вопросы будут приоритетными в обсуждениях с лидерами двух стран во время визита главы МИД России, считает политолог Степан Даниелян.
«У меня такое впечатление, что Азербайджан перед второй карабахской войной осенью 2020 года дал России обещание вступить в ЕАЭС. А теперь и Турция ему не позволяет это сделать, и Азербайджан осознает, что ему это не выгодно.
В этой ситуации на руку Баку то, что Армения воспользовалась своим правом наложить вето на вступление Азербайджана в ЕАЭС и поставила предусловие — возвращение пленных. Может быть, Азербайджан не возвращает пленных именно по этой причине».
«Для России также очень важен вопрос разблокировки дорог через регион.
И для Армении, и для России очень важна коммуникация Нахичевань-Иран. Эта дорога будет иметь серьезное геополитическое значение не только для этих двух стран, но и для Ирана и, возможно, Индии и Китая.
Эта железная дорога сможет соединить Персидский залив с Черным морем — возможно, в обход Грузии через Абхазию [признана Россией как независимое государство, но Грузия, все западное сообщество и ООН считает Абхазию частью Грузии — JAMnews.
Воспрепятствовать невыгодным проектам Армении сейчас будет сложно. Только после смены недееспособной власти ситуация сможет постепенно измениться», — считает Степан Даниелян. jam-news.net