Высокая цена на картофель, спрос и страх ожесточений регуляций

Высокая цена на картофель, спрос и страх ожесточений регуляций

Проезжая по дороге в Ниноцминда, с обеих сторон увидите много людей на полях, которые трудятся, не поднимая головы, набитые белые мешки и грузовики в ожидании. Поля картофельные, и фермеры стараются успеть собрать урожай в хорошую погоду.

В целом урожай картофеля в этом году высокий. Некоторые продают продукт прямо с поля. Этот способ реализации самый выгодный. Правда, потом цена может подняться, однако земледельцы уже не тратятся на складирование и перевозку продукта.

В этом году сбор урожая начался сравнительно позже, погода была плохая. Это значительно усложнило работу сельчан. Почва все еще земля влажная, но фермеры не могут ждать, так как боятся, что погода может снова ухудшиться.

Андраник Антонян доволен и полученным урожаем, и ценой картофеля. Жалуется только на дефицит рабочих. Он привез людей из села Цалка, так как на месте рабочих нет. Проблема появилась из-за того, что все одновременно начали собирать картофель.

Сбор урожая картофеля.

-“В этом году я посадил семь гектаров. Урожай хороший и спрос большой, вывозят за границу. Покупают за 0,80; 0,90; 1 лари, я продал часть за 0,80-0,90 тетри. В прошлом году, по причине коронавируса, границы были закрыты, поэтому не было экспорта. Но был импорт, фурами привозили картофель из других стран, наш товар остался, не смогли реализовать, были большие убытки. Спроса на наш товар не было. Стоил картофель 30–50 тетри. Многие выбросили, я сам картофель отдал на корм скоту. В этом году ситуация лучше, границы открыты, вывозят за границу и цена хорошая. Если не было выгоды, конечно не сажали бы”.

Семья Андраника Антоняна уже больше 20 лет занимаются картофелеводством. Сначала у него был один гектар. Поле с каждым годом увеличивали посадку картофеля и сейчас уже сажают семь гектаров.


Андраник Антонян приготовил картофель на огне чтобы угостить рабочих. Эта традиция при сборе урожая.

-«Для нашей семьи основной доход как картофелеводство, так и заработки за границей. Мои оба сыновья едут на заработки. Несмотря на то, какой будет цена картофеля, все равно буду сажать, так как больше нечем заниматься. Если из-за границы мы не получим денег, то на месте с нашим сельским хозяйством мы не сможем жить».

Единственное, что при сборе картофеля тревожит Андраника, это цена на услуги рабочих. Если в прошлом году одному человеку платили 35–40 лари, сегодня платят от 60 до 80 лари в день.


Рабочие -грузчики на полях.

Выращивание картофеля — это тяжелый физический труд. Этим занимается вся семья. При сборе часто бывает так, что мужчины в это время находятся на заработках за границей и работать на полях, в том числе таскать тяжелые мешки картофеля, приходится женщинам.

Зина Безоян уже второй раз за сезон работает на поле, собирает картофель. Несмотря на то, что у нее проблемы со здоровьем, она вынуждает себя работать, не покладая рук, чтобы заработать на жизнь.

-“В прошлом году, за сбор картофеля платили в день 25-30 лари, а в этом году 60-70 лари. Я думаю, что причиной повышения цен стал коронавирус. Все вокруг подорожало. Скажем, если до пандемии пятилитровое подсолнечное масло стоило 18 лари, в этом году стоит 38 лари. Если мука до пандемии стоила 47 лари, то в этом году стоит от 70 до 80 лари. Таких примеров могу привести очень много, лари обесценился. У людей нет возможности, нет работы, что им делать? Как купить мешок муки, если нет работы? Хорошо, что в этот сезон начинается сбор урожая картофеля, а то негде работать. И поэтому цена на сбор картофеля тоже выросла”.

Из-за нехватки рабочих сбора урожая цена за услуги вдвое увеличилась.

Представитель ассоциации “Ахалкалакский картофель” Махаре Мацукатов отмечает, что надо модернизировать и внедрять новые технологии. Если крупные фермеры завезут картофелеуборочные машины, дефицита рабочей силы не будет. Соответственно, и цена на услуги рабочих будет приемлемой.

В этом году вырос спрос на Джавахетский картофель. Цена в настоящий момент колеблется от 0,80 до 1,10 лари. Такой стоимости не было за последние несколько лет.

Гела – скупщик картофеля из Тбилиси. Он закупает и вывозит продукт за границу. Несмотря на высокую цену, он много закупает, так как есть спрос. “Уже 200 тонн картофеля я вывез из страны в Росиию. На данный момент с поля покупаю (картошку) за один лари”.

Загружают фуру картофелем на продажу.

В этом году, в отличие от 2020 года, пандемия не нанесла ущерб фермерам, и, несмотря на высокие цены услуг, все довольны. Нет проблем ни с урожаем, ни с ценой и реализацией.

Представитель ассоциации «Ахалкалакский картофель» Махаре Мацукатов подтверждает, что экспорт картофеля из Грузии вырос.

-“Урожай картофеля в этом году можно оценить как в среднем хороший. Цена на картофель для нас хорошая, а для тех стран, куда вывозится, большая. В нескольких странах в этом году урожайность картофеля была средне низкой и поэтому спрос на картофель из Джавахети высокий. Для грузинских фермеров этот год благополучный, так как цена хорошая, сейчас продают картошку от 0,90 до 1,20 лари”.

Джавахетский картофель имеет необычный вкус.

Высокий экспорт картофеля из Грузии связан с тем, что в соседних странах пытаются восполнить дефицит поставок картофеля. Продукт вывозят в Россию, в Армению и в Азербайджан.

По данным EastFruit всего за сентябрь 2021 год из Грузии было экспортировано 6,2 тыс. тонн картофеля. 83% продукта было отправлено в Россию и Азербайджан. Оставшиеся 17% вывезли в Украину, Молдову, Армению и Словению.

-“Такая статистика, в Грузии в среднем считается, что на одного потребителя годовая потребность картофеля составляет 55 кг. Это одна из самых высоких показателей. Если посмотреть европейские страны, годовая потребность картофеля одного человека составляет 30-35 кг. Если очень подорожает картофель тогда потребность населения перейдет на другой продукт, например не на картошку, а скажем, на макароны, чтобы перезимовать, тогда потребность изменится, не будут покупать картошку, будут покупать макароны, тогда и спрос уменьшится, это тоже является одним из факторов”, – говорит Махаре Мацукатов.

Люди спешат собрать урожай до ухудшения погоды.

Некоторые фермеры намерены картофель хранить до весны, ожидая повышения цен. Многие, наоборот – продают, так как не уверены, что цена вырастит и боятся, чтобы не пришлось выбрасывать как в прошлом году.

-“Наши фермеры должны учитывать тот фактор, что где-то в конце января Египет, Израиль начнут выкапывать ранний картофель. До тех пор мы можем сказать, что спрос на наш картофель будет высокий. А после уже на рынке появится конкурентная продукция из других стран тогда и возможно, что цены упадут. Такой случай (джекпот) бывает за семь, восемь лет один раз, когда такая высокая цена на картофель. Если сравнить, то прошлогодний год для наших фермеров был очень плохим, цена на картофель была низкой, многие даже выбросили картошку. А сейчас есть большой спрос и хорошая цена”, – объясняет Мацукатов.

В этом году в Ниноцминдском муниципалитете картофель посажен на 2 950 гектаров. В Ахалкалакском муниципалитете засеянная площадь составляет от 8 000 до 9 000 гектаров. Средняя урожайность составила 18-19 тонн на гектар, в то время, как в прошлом году она составляла 14-15 тонн на гектар. Сейчас единственное, из-за чего фермеры беспокоятся, это статистика распространения коронавируса, так как боятся вновь ожесточений регуляций, чтобы границы вновь не закрылись бы.

Сбор картофеля еще не завершен, и точный объем урожая назвать невозможно. Однако можно с уверенностью сказать, что, если фермеры успеют и собрать, и продать картошку до ожесточений регуляций, для них зима не будет суровой и голодной.