Как живут люди с ВИЧ в Армении: сплошная дискриминация

Как живут люди с ВИЧ в Армении: сплошная дискриминация

Как живут люди с ВИЧ в Армении? Попытка выяснить положение дел со всех сторон – с точки зрения медицинских работников, людей с ВИЧ и общественных организаций, защищающих их права.

«Быть ВИЧ-инфицированной означает быть распутной»

36-летняя Нелли (имя изменено) уже десять лет живет с ВИЧ и борется не только за то, чтобы сохранить здоровье, но и с отношением к ней в обществе. ВИЧ-инфицированные в Армении продолжают сталкиваться с дискриминацией.

«Я была на третьем месяце беременности. В поликлинике после анализов сказали, чтобы я поехала по адресу Ачаряна, 2. Не поняла, что это за адрес, думала: «Куда это меня отправляют?» По дороге стала звонить знакомым, чтобы выяснить. Одна из моих родственниц сказала, что там находится медучреждение. Я доехала по адресу и прочитала на двери – Центр профилактики СПИДа. А когда вошла, ко мне отнеслись так, как будто приняли за уличную», — рассказывает Нелли.

После подтверждения диагноза у Нелли обследовали и ее мужа. Оказалось, что он живет с ВИЧ восьмой год.

«Я заразилась недавно – вышла замуж за несколько месяцев до этого. Не буду рассказывать, какие у меня были переживания до родов. Сына родила путем кесарева сечения, выполняла все предписания врача, вовремя принимала лекарства, не кормила грудью. Слава богу, сын родился здоровым. Но у меня были жуткие страхи в этот период – боялась даже обнимать своего ребенка, укладывать его рядом с собой», — вспоминает Нелли.

Говорит, что за эти годы ничего не изменилось, особенно в медучреждениях:

«Во время беременности я пошла на сонографию. Узнав о ВИЧ, меня отказались обследовать. И все это время, когда я прихожу в поликлинику, вижу, с каким отвращением они прикасаются к моей анкете, которая даже не у меня хранится. Они прекрасно понимают, что не могут заразиться, прикоснувшись к анкете, но мое присутствие уже неприятно им. К сожалению, в нашем обществе быть ВИЧ-инфицированной означает быть распутной».

По словам Нелли, люди с ВИЧ почти никогда не признаются в этом, так как знают, как к ним отнесутся.

«Моя родственница, у которой я спрашивала про адрес Центра профилактики СПИДа, рассказала обо мне всей своей семье. Когда я пошла к ней на день рождения, она не позволила поцеловать себя. Потом мне сказали, что я нежелательный гость в их доме, что после нашего с мужем посещения они отмывают наши тарелки хлоркой.

Мои родители узнали правду, когда мой муж скончался, и я переехала к ним. Их отношение ко мне нормальное, я поговорила с родителями, объяснила, что из себя представляет ВИЧ, как передается», — рассказывает Нелли.

Дискриминация – именно в медучреждениях

Организация «Реальный мир, реальные люди» действует с 2003 года, основала ее группа врачей и ВИЧ-инфицированных. Они пытаются сделать все возможное для того, чтобы улучшить качество жизни людей с ВИЧ. Председатель общественной организации Женя Маилян говорит:

«Если сравнить ситуацию десять лет назад и сейчас, однозначно, многое изменилось – и в области общественного восприятия, и в уровне информированности людей. Тем не менее люди с ВИЧ в Армении подвергаются дискриминации в разных сферах жизни. В частности, в медучреждениях, где человек должен сообщить о наличии у него ВИЧ, когда ему необходимо какое-то вмешательство.

В большей степени они подвергаются дискриминации именно здесь. Вне клиник случаев дискриминации не так много, поскольку люди просто не говорят о своей проблеме».

Женя Маилян представляет Доклад по проявлениям дискриминации в отношении людей с ВИЧ за 2021 год и приводит конкретные примеры – в каких ситуациях оказывались люди:

«В одной из областных поликлиник дерматолог вообще отказался обследовать пациента, сказав, чтобы он обратился «в свою больницу», имея в виду Национальный центр инфекционных болезней. Часто отказываются оказать медицинскую помощь людям с ВИЧ в стоматологических центрах.

Один из пациентов обошел четыре стоматологических центра в Ванадзоре и всюду, узнав о диагнозе, его отказались обслужить. Ему говорили, что у них нет одноразовых инструментов, либо спрашивали: «А как нам потом дезинфицировать свои инструменты?». Это беспочвенные и дискриминационные заявления».

Женя Маилян рассказывает о случае, когда ВИЧ-инфицированному со второй группой инвалидности в двух известных медцентрах Еревана отказались провести спинномозговую пункцию. Сказали, что у них нет такой услуги. Пункцию провели только после вмешательства соцработника общественной организации.

Бывает, медсестры, полагая, что следуют канонам безопасности, перед каждым уколом надевают несколько пар перчаток, чтобы не заразиться.

Женя Маилян уверена: проблема – в образованности. Опыт работы доказал, что не у всех работников медучреждений достаточно знаний о путях передачи ВИЧ.

Чтобы исключить случаи дискриминации в отношении людей с ВИЧ, она предлагает министерству здравоохранения

  • периодически и в длительной перспективе проводить курсы повышения квалификации в клиниках, во всех звеньях, предоставляющих медицинские услуги,
  • внедрить в медучреждениях механизмы мониторинга проводимых курсов и обжалования их результатов в сотрудничестве с общественными организациями, у которых есть соответствующий опыт работы.

Сегодня в мире живут примерно 38 миллионов человек с ВИЧ, 36,2 миллиона из них совершеннолетние, 1,8 миллиона – несовершеннолетние. 7,1 миллиона человек до обследования не предполагали, что инфицированы.

По состоянию на 1 июня 2021 года среди граждан Армении выявлены 4 325 случаев заражения ВИЧ.

По словам Жени Маилян, их организация работает с двумя тысячами ВИЧ-инфицированных, и эта цифра растет, поскольку каждый год в стране выявляются 400-500 новых случаев.

«У нас есть бенефициары и вне Армении – в России, Грузии, Украине, мы с ними тоже работаем – предоставляем консультации удаленно. Самая важная услуга – передача людям лекарств для обеспечения непрерывности лечения», — говорит она.

«Диагностика и лечение доступны всем»

Всем гражданам страны и даже не гражданам в Армении в равной степени доступны услуги по предотвращению, диагностике и лечению ВИЧ, сообщают из глобального фонда минздрава.

«Я считаю это большим достижением. В Армении действует эффективный механизм по приобретению качественных антиретровирусных препаратов еще с 2018 года – в рамках госбюджета.

Нам удалось добиться исключительно важного решения, позволяющего приобретать лекарства от СПИД/ВИЧ, гепатита, а позднее и противоопухолевые препараты и лабораторные тесты на международных платформах, если цены на местном рынке выше. И всем гражданам Армении, а также не гражданам они предоставляются бесплатно», — говорит руководитель группы по координации программ фонда Асмик Арутюнян.

По ее мнению, сложности в борьбе с ВИЧ в основном связаны с недостаточной информированностью:

«Так обстоят дела в обществе, в частности, в уязвимых группах, и без тени сомнения могу сказать, что и среди медработников. Нехватка знаний приводит ко второй проблеме – стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных в обществе, что серьезно мешает обеспечить доступность им услуг.

В результате всего этого у нас все еще низкий уровень тестирования, раннего выявления ВИЧ/СПИД в целевых группах. Еще не тот уровень, к которому мы стремимся. Не удовлетворяет и уровень вовлечения в процесс лечения уже обнаруженных положительных случаев». Материал- Jam-news-net.