«Рак можно победить»: личные истории из Армении

«Рак можно победить»: личные истории из Армении

Процент заболеваемости раком в Армении в последние годы растет, среди пациентов все больше молодых. Если в 2020 году были зарегистрированы 6 934 случаев, то в 2021 году рак был диагностирован уже у 7 640 человек. Больше половины из них – женщины.

По данным Национального института здравоохранения 55 процентов пациентов обращались за помощью к врачам на третьей-четвертой стадиях заболевания. Только у 44 процентов болезнь выявлена на ранних стадиях, что, по словам медиков, повышает шансы на выздоровление.

«Рак можно победить, если веришь, что выздоровеешь», «рак не приговор, он не обязательно убивает», «после лечения рака можно вернуться к нормальной жизни», говорят те, кто преодолел болезнь. Личные истории и подробности о лечении рака в Армении.


«Это временные проблемы, я вылечусь»

Астхик Закарян узнала о своей болезни на ранней стадии и смогла преодолеть ее, хоть и пришлось долго лечиться.

Աստղիկ Զաքարյան
Астхик Закарян

Она каждый год в обязательном порядке проходит профилактический медосмотр, и злокачественное образование у нее обнаружили во время очередного обследования.

«Ни у кого в cемьях моих родителей не было рака. То есть наследственной предрасположенности не было. И я никогда не думала, что в один прекрасный день у меня могут обнаружить эту болезнь. Но в нашей семье все последовательны в вопросах, касающихся здоровья. Мы все обязательно раз в год идем на профосмотр. И я прошла обследование молочной железы. Повезло, что это была самая ранняя стадия болезни. Это спасло меня. Если бы позже обнаружили, лечение могло осложниться или стать невозможным», — говорит Астхик.

И все же ей пришлось лечиться больше года, пройти 18 курсов химиотерапии в Армении и операцию в Москве.

«При раннем выявлении проблемы лечение не только эффективнее, но и дешевле обходится», — делится собственным опытом Астхик и призывает ежегодно обследоваться, даже если каких-либо явных симптомов нет.

Говорит, что решила победить болезнь, как только узнала о своем диагнозе:

«Я решила для себя, что какие бы ни возникли проблемы – физиологические, психологические, финансовые, я должна верить: это временные проблемы, я вылечусь».

Позитивный настрой Асихик заметили в соцсетях сотни знакомых и незнакомых людей, в том числе онкобольные. Она выкладывала здесь, в том числе, свои фотографии на этапе химиотерапии.

Из фотографий Астхик, опубликованных в социальных сетях
Из фотографий Астхик, опубликованных в социальных сетях

«Все говорили: «Какая ты красивая, какая ты сильная, твоя сила спасла тебя»», — вспоминает Астхик.

Реакция женщин, которые, как и она, лечились от рака, заставила задуматься о том, чтобы поддержать их. Астхик организовала фотосессию для группы женщин, проходивших курс химиотерапии. И эти фотографии также получили большой отклик в социальных сетях.

«Я хотела, чтобы у них тоже были красивые фотографии именно с этапа лечения рака, чтобы они могли посмотреть на себя со стороны и увидеть, что они тоже красивые, они тоже могут быть сильными», — говорит девушка.

Քաղցկեղը հաղթահարածների պատմություններ։ Այդ նկարներից մեկը՝ բոլորով միասին
Совместная фотография женщин, которых решила поддержать Астхик

Выздоравливать и помогать другим

Чтобы еще что-то сделать для людей, столкнувшихся с раком, Астхик открыла группу в Facebook. Здесь онкологические больные не только делятся своими проблемами и полезной информацией, но и поддерживают друг друга.

«Когда мне поставили диагноз «рак», у меня не было никакой информации о болезни. Я пыталась найти информацию, услышать мнение людей, у которых была эта проблема. Очень скоро я поняла, что нет армянского ресурса, где я могла бы общаться с людьми со схожими проблемами. Тогда и возникла идея создать группу в Facebook», — говорит она.

Астхик не единственная, кто параллельно с курсом лечения от рака пытался помочь людям, оказавшимся в такой же ситуации. В свое время так же поступила и Ани Айкуни. В 2015-2019 годах, в период своего лечения, она основала Фонд поддержки лечения рака «Ани Айкуни», который оказывал финансовую поддержку онкобольным.

Но для Ани, выпускницы Оксфордского университета, этого было недостаточно. При поддержке университета и нескольких фондов она создала приложение VANN. Здесь проводятся онлайн-исследования и сбор информации о самом заболевании и влиянии методов лечения на качество жизни пациентов. Цель – способствовать эффективности лечения и разработке новых лекарств. Приложение также помогает формированию сообщества людей, неравнодушных к этой проблеме, где они поддерживают и мотивируют больных.

Անին Հայկունին՝ բուժման տարիներին
Ани Айкунu в годы лечения. Надпись на фотографии: «Однажды понимаешь, что в жизни ничего не стоит бояться. Когда чувствуешь конец жизни и проживаешь начало новой жизни, страх кажется просто потерей времени»

Ани прошла длительный курс лечения сначала в Армении, затем в Великобритании. Говорит, что даже не предполагала, как дорого обходится лечение в Армении. Вскоре после того, как у нее диагностировали рак, ее семья истратила все свои сбережения.

На помощь пришли друзья, организовали сбор средств, набралось 30 тысяч долларов. Это была большая сумма, и Ани была очень благодарна всем, кто перечислил деньги, а это была поддержка многих людей из разных стран мира. Но этой суммы хватило только на начальный этап лечения болезни.

Позже, когда девушка поступила в Оксфордский университет, у нее появилась возможность продолжить лечение в Великобритании. Здесь, по ее словам, медицинская страховка покрывала почти все расходы, связанные с лечением рака.

Армения не готова взять на себя все расходы

Медики подтверждают, что государственная поддержка онкологическим больным в Армении охватывает не все статьи расходов.

«Если сравнивать с тем, что было 5-10 лет назад, сегодня разница огромная. Но надо понимать, что рак относится к числу заболеваний, требующих очень дорогостоящего лечения. А чтобы лечить такие болезни полностью в рамках госзаказа [государство оплачивает все расходы пациента], надо иметь богатое государство.

Сегодня в рамках госзаказа государство берет на себя операции, лучевую терапию – полностью или частично. По части химиотерапии пока пробел – государство не в состоянии покрыть эти расходы», — говорит онколог, заведующий отделением хирургической гинекологии Армяно-американского центра здоровья Ваге Тер-Минасян.

Врачи надеются, что с переходом на всеобщее медицинское страхование, которое намечается завершить в течение четырех лет, ситуация изменится.

Медицинское страхование в Армении

Пока ту часть медицинских расходов, которую не покрывает система госзаказа, пытаются возместить пациентам благотворительные организации и фонды.

Благотворительный фонд «Город улыбок», основанный в 2014 году, предоставляет финансовую помощь тем, кто еще не достиг 24 лет. Речь идет о пациентах с онкологическими заболеваниями и заболеваниями крови. Фонд организует их бесплатное лечение внутри страны.

Помощь уже получили более 600 человек, говорит директор фонда Эстер Демирчян. На химиотерапию, лекарства и расходы на хирургические вмешательства за время своего существования фонд выделил уже более 1 миллиарда 400 миллионов драмов [около $3,5 млн].

«На лечение одного пациента мы предоставляем в среднем 2,5-3 миллиона драмов в год [около $6,3-7,5 тыс]. Есть дети, на лечение которых ежегодно выделяется до 20-30 миллионов драмов [около $50-70 тыс], но есть и такие, которым нужно от одного до двух миллионов драмов [около $2,5-5 тыс]. Все зависит от заболевания ребенка, сложности лечения, возраста», — говорит директор фонда.

Помимо финансовой поддержки, фонд также проводит психологическую работу с родителями и детьми.

«Есть семьи, которые умалчивают то, что у них есть ребенок болеет раком. Они считают это чем-то постыдным. В результате многие родители, пока они скрывают от окружения факт болезни своего ребенка, обращаются к нам, потеряв много времени. Очень часто к этому времени болезнь сильно осложняется. Бывают случаи, когда родители не осознают серьезности проблемы и хотят забрать ребенка домой, надеясь, что сельский знахарь сможет их вылечить», — говорит Эстер Демирчян.

Она считает, что работа психолога в таких случаях эффективна и полезна как для родителей, так и детей.

Нехватка информации укрепляет стереотипы

Общество нуждается в исчерпывающей, полной и разносторонней информации об онкологических заболеваниях, считает Астхик Закарян.

«Министерство здравоохранения должно как можно больше и чаще распространять информацию, социальные ролики, представлять человеческие истории, чтобы общество понимало ситуацию».

Աստղիկ Զաքարյանի կազմակերպած նկարահումների մասնակիցներից մեկը
Одна из участниц съемок, организованных Астхик Закарян. Надпись на майке — «И это пройдет»

Медики также считают, что общество недостаточно информировано об онкологических болезнях и методах их лечения. Эта проблема особенно актуальна в провинции, подчеркивает онколог Армяно-американского центра здоровья Ваге Тер-Минасян:

«Очевидно, что службы скрининга в областных клиниках работают намного хуже, и пациенты из областей обращаются на гораздо более поздних этапах. Говоря о раке, следует понимать одну важную вещь: рак, обнаруженный на ранних стадиях, излечим, чем позже пациент обращается к врачам, тем меньше шансов».

«Хотя и министерство, и мы проводим большую работу в этом направлении, думаю, что еще многое предстоит сделать, особенно в отдаленных областях, которые как бы отрезаны от общего потока информации», — говорит директор благотворительного фонда «Город улыбок» Эстер Демирчян.

Материал jam.news