Как закон «об иноагентах» повлиял на организации, наблюдавшие за выборами в регионах, населенных этническими меньшинствами?

Как закон «об иноагентах» повлиял на организации, наблюдавшие за выборами в регионах, населенных этническими меньшинствами?

В Грузии с 1 августа вступил в силу закон «О прозрачности иностранного влияния», обязывающий организации, получающие более 20% финансирования из-за рубежа, регистрироваться в качестве «агентов иностранного влияния». 

С самого начала многие общественные организации заявили, что не будут регистрироваться в реестре Минюста, среди них и Общегражданское движение «Многонациональная Грузия» (ОДМГ) представляющая и объединяющая различные этнические, религиозные и лингвистические группы, проживающие в стране.

Организация действует с 1999 года и фактически стояла у истоков формирования гражданского общества и неправительственных организаций в Грузии. 

Мониторинг выборов

Как заявил в интервью «Радио NOR» председатель ОДМГ Арнольд Степанян, закон уже повлиял на работу организации, в определенной степени это отразилось и на процессе мониторинга прошедших в Грузии парламентских выборов: 

«Это уже помешало в определенной степени. Мы очень много времени уделили работе над превенцией определенных рисков, связанных с этим законом, и это отняло много времени, которое мы должны были уделить мониторингу [выборов — Прим. ред.]. Мы отвлеклись, скажем так. А на сам мониторинг это влияет только в той степени, что у нас много случаев, когда наблюдатели, следящие за выборами, говорили, что не хотят ассоциироваться с «агентом».

Следует отметить, что по итогам опубликованным ЦИК Грузии, на прошедших парламентских выборах правящая «Грузинская мечта» набрала существенный процент голосов в регионах с компактным проживанием этнических меньшинств, таких как Марнеули, Гардабани, Болниси, Дманиси, Ахалкалаки, Ниноцминда. 

При этом местные и международные наблюдатели заявили о массовых нарушениях в процессе выборов, а ЕС, США и другие страны призвали к их расследованию.

Вместе с тем, президент Грузии и четыре оппозиционные партии, прошедшие в парламент, отказались признать итоги выборов.

Что дальше? 

Как будет работать организация в новых условиях, никто не знает. Однако в большинстве случаев организации готовятся к худшему, в том числе и те, которые защищают права этнических меньшинств.

«Мы абсолютно уверены, что этот закон не о нас. Мы не являемся проводниками интересов других государств здесь. Соответственно, этот закон нас не касается. Мы не регистрируемся и, соответственно, не будем платить штрафы. Это принципиальная позиция.

Существует два закона, по которым живут, в частности, общественные организации, а вообще, я думаю, каждый человек. Это Конституция и внутренние ценности. 

В данном случае законодательство диктует нам зарегистрироваться или платить штрафы. Но мы предпочли руководствоваться внутренними ценностями, а не законодательством», — отметил Арнольд Степанян.

Неправительственные организации, которые решили не признавать себя агентами, с момента принятия закона готовятся к последствиям. По словам Степаняна «Многонациональная Грузия» к ним готова. 

«Я знаю, что из-за этого могут возникнуть проблемы в дальнейшем, но я думаю, что мы будем бороться за наши ценности. У нас есть какое-то имущество, которое они могут конфисковать, и мы к этому готовы», — говорит он.

О «Многонациональной Грузии»

ОДМГ — зонтичная организация, предоставляющая ресурсную поддержку и сотрудничающая с представителями более чем 18 диаспор и 56 общественных организаций, работающих в сфере защиты прав этнических и религиозных групп.

Движение действует на всей территории Грузии. Основные активности ОДМГ сосредоточены в столице и в пяти регионах, где представлен широкий спектр этнического, языкового и культурного многообразия: Квемо-Картли, Самцхе-Джавахети, Шида-Картли, Кахети и Аджара.

В этих регионах действуют постоянные представительства ОДМГ. В долгосрочной перспективе организация стремится к признанию толерантности и многообразия нормами общественной жизни.