Информационные технологии сегодня это самое эффективное направление экономики. В экономике США ее доля составляет почти 27%.
Даже утвердился такой критерий оценки:
Мозги стоят гораздо дороже любого сырья и производства, вместе взятых.
Это все отголоски Кремниевой долины. Кстати о Кремниевой долине. Во всем мире стараются ее скопировать. В Грузии есть технологический парк, анонсирован проект «Log-in Georgia», ныне пониженный в регалиях премьер Иракли Гарибашвили говорил о создании “Silicon Valley” в бывшем здании Парламента Грузии в городе Кутаиси. Все это по большей части пиар.
И все знающие прекрасно понимают, что Кремниевая долина – это особая культура, которая, как всякая культура, в оригинале работает, а в копиях – нет.
Можно как-то связать ее с грузинской культурой? Хотя бы на уровне принципов? Думаю основное соответствие в том, что и там и здесь не спрашивают «Можно ли это сделать?». А всегда: «Как именно это сделать?».
Вообще с точки зрения эзотерики, Кремниевая долина – это рациональное использование предоставленного окна возможностей. Как все происходило? Университету Стэнфорда завещали землю без права продажи. Университет сдал эту землю в аренду компаниям.
Одну из компаний основал Уильям Шокли, изобретатель транзистора и Нобелевский лауреат. Он задал направление и создал креатив. В компании произошел конфликт. Восемь человек ушли и основали новую компанию. Потом все разошлись и основали новые компании.
Пошла цепная реакция идей и стартапов молодежи, которую научили и наукам, и кооперации для запуска собственных разработок.
Кремниевая долина от зарождения до расцвета абсолютно коммерческий проект.
Какая аналогия возможна для Грузии? Если исключить Шокли, то не хватает ученой молодежи, обученной способам кооперации и запуска собственных дел.
Можно для к решению этих вопросов подключить иммигрантов-айтишников? Это бывший креатив России, создатели уникальных информационных экосистем. Сегодня они живут в Грузии как туристы. Для них Грузия – страна оффшор, где, при их высоком достатке можно жить комфортно и обдумывать планы.
По большей части это интроверты-ракушечники. Сидят в своих ракушках без сколько-нибудь серьезного контакта с обществом. Другая интересная категория – это опытные организаторы, хорошо владеющие информационным пространством и современным менеджментом. В основном они мелочатся в параллельном русскоязычном мирке.
Это давняя проблема россиян – неспособность к адаптации и объединению.
Поэтому во всех странах, куда эмигрирую россияне, они поневоле создают тот же мир, от которого бежали. Это постепенно начало проявляться и в Грузии. Такое положение не должно устраивать и самих экспатов, потому что здесь можно многому научить и многому научиться.
Грузины изо всех сил стараются не показывать, насколько устали от гостей. Россияне привезли слишком много новых проблем [и идей тоже] и в решении этих задач они или должны принять участие, или же «пора и честь знать»!
Серго Джакели, Доктор физико-математических наук, временный Поверенный по торгово-экономическим вопросам Грузии в Армении, экс-представитель Комитета по Внешним Экономическим Связям Грузии.